Павел Федотов. Художник-самоучка, ставший академиком

История русской живописи XIX века в картинах знаменитого художника Павла Андреевича Федотова – это пример наследия и особенностей тех художественных техник, которые были заложены другими, не менее знаменитыми, живописцами, но чуть раньше. Александр Федотов продолжил русское направление реализма и натурализма, заложенное ещё в XVIII веке.
article-image
Код Памяти. Павел Андреевич Федотов

Если бы не картины Федотова, то сегодня мы утратили бы добрую половину тех натуралистических зарисовок из жизни, которые наблюдали современники эпохи Александра I и Николая I. Но память наших предков благосклонна к тем, что по крупицам так рьяно сохраняет своё наследие, включая семейное древо, родословную и генеалогическое древо

 

 

Как начинался творческий путь гения-живописца?

Павел Федотов – русский художник, который родился в 1815 году в Москве. Он был одним из самых известных русских художников XIX века и известен своими картинами на исторические сюжеты, карикатуры и сцены из жизни той эпохи. Но самое удивительное, что касается «гения» Федотова, так это то, что он самостоятельно начал познавать азы рисунка в раннем детстве.

 

Павел Федотов родился в семье небогатого отставного поручика, пожалованного в дворянство в позднем возрасте. Из-за небольшого достатка семьи у родителей мальчика был небольшой выбор при определении судьбы для Павла. А ведь помимо сына, у четы Федотовых были ещё две дочери, которым нужно было составить приданное для их будущих свадеб. Поэтому в возрасте 11 лет родители решают направить сына в Кадетский корпус с целью приобретения военной профессии. Такой выбор решал самую главную задачу – недостаток финансов и средств у семейства, так как курсанты-кадеты находились полностью на государственном обеспечении на всём протяжении учёбы до самого выпуска и совершеннолетия.

 

Но задатки мастера зарисовок у Павла начали проявляться в самом раннем возрасте. Мальчик часто был предоставлен сам себе в период взросления, не раз случались драки с дворовыми ребятами. Но именно в этот период он научился подмечать особенные штрихи окружающей его жизни, быта москвичей, в среде которых он и рос: друзья, дворовые и служивые люди вокруг, кухарки и ключницы, мастера разных дел, сапожники, ремесленники… Умение подмечать детали – это тот навык, который Федотов приобрёл естественным путём, без учителей и наставников. В этот период у Павла и проявился впервые неподдельный талант художника.



 

Во время учёбы Павел не раз поражал своих сверстников умением выгодно изобразить своего товарища или очередного учителя в карикатурном рисунке, подмечая самые нелепые индивидуальные черты. Правда, в это время его не сильно интересовала профессиональная стезя художника, хотя в военном училище и преподавали живопись. Скорее, ему были интересны география, история – он часто делал зарисовки баталий на полях тетради. Обучение ему давалось легко и просто, он слыл весьма успешным учеником, а отношения со сверстниками были добродушными. И лишь уже в последние годы учёбы занятия живописью захватили его полностью. Больше всего ему нравились рисунки акварелью, а вот работать маслом он всё же избегал…

  

Военная служба

Павел Федотов окончил учёбу с отличием, в результате чего он стал почётным студентом-курсантом. После кадетского корпуса его ждала военная служба – в 1833 году его определили в Финляндский военный корпус. Служба продлилась 10 лет, но всё это время он продолжал упражняться в рисовании, не оставляя надолго свои любимые занятия. Уже через пару лет он решает пойти на вечерние курсы рисования в Академию художеств, активно упражняется в работах акварелью и в графике. Его портретные рисунки особенно удачны, а изображения великого князя Михаила Павловича приобретают ещё и большое коммерческое значение – их охотно раскупают в местных лавках. В этот период он активно интересуется работами голландских живописцев Адриана ванн Остаде и Адриана Брауэра, которые писали картины с изображением простонародной голландской жизни.

 

Однажды во время военного похода при чествовании гвардейцами великого князя, Федотов загорелся идеей написать картину такого ликования. Для этого он взял 3 месяца отпуска и в итоге написал полноценную акварельную картину. Сам великий князь высоко оценил творение Павла Федотова, подарив ему бриллиантовый перстень. После этого была написана ещё одна картина «Освящение знамён в Зимнем дворце, обновлённом после пожара», которую отметил сам император. В результате был издан указ, согласно которому Федотов, как «рисующий офицер», мог оставить службу с императорского позволения для того, чтобы посвятить себя творчеству. Ему назначалось ежемесячное жалование в 100 рублей.


 

Но художник не знал, стоит ли принимать такое предложение, так как данного жалованья хотя и хватало для обычной небогатой жизни в столице, но в действительности не могло удовлетворить всех потребностей. К примеру, в то время годовое жалование прапорщика составляло около 500 рублей, а полковника – 1200 рублей. Он понимал, что придётся себя обеспечивать всем необходимым: красками, инструментарием, холстами, оплачивать работу натурщиков. А это ещё одна большая статья расходов… Тогда он принимает решение обратиться за профессиональным советом к именитому в то время «мастеру по кисти» Карлу Брюллову. Карл, в свою очередь, познакомившись с творчеством Федотова, не слишком высоко оценил художественные навыки дарования и посчитал, что ему уже поздно всецело и полностью переходить на поприще художника. Брюллов дал свой совет: «Не бросайте военную карьеру, для художеств Ваше время упущено».

  

Карьера и путь художника

Несмотря на мнение авторитетного художника Брюллова Федотов принимает решение подать прошение об отставке в 1844 году. Получив одобрение, за ним оставляют чин полковника и возможность носить военный мундир, а также начинают выплачивать обещанное жалование. Начав карьеру вольного художника, Федотов испытывает изрядные финансовые затруднения, но сам Павел Андреевич рад отдаться своему любимому занятию.

 

Его первые работы были направлены на коммерческие цели. Он писал сцены военных баталий – они неплохо раскупались. Перебравшись на Васильевский остров и арендовав недорогое жилище, отсюда художник мог пешком ходить до Академии художеств, куда он сразу же записался на курсы живописи. В это время Павел Андреевич всё своё время стал уделять рисунку, написанному с натуры. Он также изучает анатомию людей и животных. Федотова стали тяготить изображения баталий и военных сцен.


 

Именно в этот судьбоносный момент ему пишет письмо незадолго до своей кончины знаменитый баснописец Иван Крылов, настойчиво рекомендуя художнику попробовать свои силы в жанровой живописи. Павел Андреевич охотно следует совету, перерабатывает некоторые свои прежние наброски, используя технику в масле. Тогда-то и начинают появляться самые знаменитые его работы. С течением времени он мастерски овладел навыком изображения повседневной жизни людей со всей палитрой их эмоциональности в самых разнообразных ситуациях.

  

Признание

После появления картин «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста», он решается вновь на оценку своих творений у Карла Брюллова, преподававшего тогда в Академии. Всесильный метр искусств поражён последними картинами Федотова и выдвигает уже немолодого художника на звание академика, добивается для него весьма приличного денежного пособия. Теперь Павлу Андреевичу уже не нужно изыскивать средства к существованию, он может свободно творить по собственному усмотрению, не оглядываясь на необходимость писать коммерческие картины.


 

В это же время его часто величают «русским Хогартом». Именно Хогарт, английский карикатурист XVII-XVIII века, писал свои картины в жанре сатирических рисунков. Павел Федотов часто называет свои художественные произведения в жанре русских пословиц и прибауток: «Бедной девушке краса – смертная коса». Но ещё чаще на обратной стороне полотна художник оставляет сатирические четверостишья, повествующие о главном сюжете картины.

 

Мастер создал немало гениальных картин, каждую из которых высоко оценили иные члены профессиональной среды, включая представителей монаршей семьи. Выставки его работ имеют успех. Картины создаются одна за другой: «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Всё холера виновата», «Модная жена» и многие другие. Однажды на одной из дружеских встреч, художник замечает: «Каждое произведение должно преследовать цель искоренить испорченные нравы, способствовать исправлению».

 

 

Кончина и безумие художника

Павел Андреевич прожил всего лишь 37 лет. Многие его друзья в какой-то момент начали замечать странности в поведении гениального художника… Федотов рассказывал им, что одну из картин («Вдовушка») ему помог закончить Брюллов, хотя тот к тому времени уже умер. В другой раз он имел проблемы с полицией из-за некоего непристойного поведения. Всё чаще стали проявляться депрессия и уныние.

 

Так, гений-живописец попадает в психиатрическую больницу, но методы, применяемые в то время в этой области медицины, не способствовали выздоровлению. Физическое воздействие лишь ухудшало состояние больного. И вот, в 1852 году о смерти художника от плеврита узнали его ближайшие друзья. Газеты из-за жёсткой цензуры не пропустили новость о кончине Павла Федотова.   


Художник был похоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.


 

Последователи

В XVIII веке русская живопись стала более реалистичной и натуралистичной, а Павел Федотов смог уловить главные веяния той поры и продолжить их изображение в своё время. В результате уже в XIX веке появились мастера-последователи, изображающие сцены реальной жизни: Илья Репин, Василий Суриков и Иван Шишкин. Художники этого периода часто использовали технику живописи маслом, чтобы передать глубину и объемность предметов на картине.

 

Русская живопись продолжает развиваться и сегодня, создавая новые жанры и используя новые техники. Она является неотъемлемой частью культуры России и мира, и ее история является важной частью истории искусства. Сегодня общество имеет колоссальную возможность сохранять память о значимых событиях, истории родных и близких. Делать «зарисовки собственной жизни» для сохранения памяти в современных условиях гораздо удобнее и проще, используя цифровой памятник. Столь ценное приобретение, как память поколений, благодаря возможностям цифровой среды остаётся с нами навечно. Информация о нашей жизни прочно и основательно проникает в жизни наших будущих поколений уже здесь и сейчас…  

смотрите также

Все статьи