Интересные факты из родословной
Родословная династии Рябушинских начинается в 1786-м году. Это год рождения основателя династии предпринимателей или дельцов, как называли их в те времена.
Михаил Яковлевич прожил насыщенную жизнь. Он родился в Калужской губернии в Ребушинской слободе в семье резчика по дереву, в народе именуемом Стекольщиковым. Интересно, что отец основателя династии носил иную фамилию. В приходских книгах он значился как Яков Денисов.
Фамилия Рябушинский появляется в 1820-м году. Скорее всего, она означала принадлежность Михаила к выходцам из Ребушинской слободы.
Основатель династии на протяжении всей жизни занимался купеческой деятельностью. Он не раз разорялся, возрождал свое состояние, но всегда считался успешным дельцом. Его ежегодный доход исчислялся десятками тысяч рублей. После смерти купец оставил своим наследникам миллионное состояние.
Все потомки Рябушинского Михаила показывали предпринимательские способности. Степан – один из младших представителей рода – прославился как основатель первого автомобильного завода в России.
Степан Рябушинский – сведения из биографии
Будущий основатель автомобильного завода родился в семье старообрядцев. В 1890-м году он окончил Московскую практическую академию коммерческих наук с золотой медалью. Факт прямо указывал на умственные способности и предпринимательскую жилку молодого человека.
Отец передал ему в управление часть собственного бизнеса: «Товарищество П. М. Рябушинского с сыновьями». Кроме того, Степан также успешно справлялся с ролью банкира. Он был совладельцем Банкирского дома братьев Рябушинских и даже входил в состав Совета при Московском банке.
В 1916 году вместе с братом Сергеем он начал работать над проектом создания автомобильного завода в России. Производство было налажено таким образом, что в случае необходимости его было легко преобразовать в производство авиационное.
Это говорит о том, что братья Рябушинские использовали на практике передовые идеи отечественных и зарубежных технологий.
Завод получил новое название, под которым мы его знаем, только в 1956-м году. Тогда советские власти таким способом позаботились о сохранении памяти государственных деятелей, в данном случае – Ивана Алексеевича Лихачева.
При жизни братьев Рябушинских производство существовало как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества».
В 1918 году предприятие было объявлено собственностью народа, то есть национализировано. Братья лишились всего, что нажили трудом. Они эмигрировали.
Как строился завод?
Устав товарищества утвердили в мае 1916 года. 2-го августа была совершена закладка первого камня, а уже в сентябре удалось выстроить первые автомобильные корпуса.
Государство поддерживало купцов и помогало им реализовывать идеи, которые бы положительно сказались на репутации России. Так, известно, что власти выделили Рябушинским 6 миллионов рублей.
Но купцы немало вложили и собственных средств. Источники утверждают: братьями было потрачено 22 миллиона рублей на строительство завода.
Государства, вложив средства, тем самым обеспечивало свою долю в производстве.
Планировалось запустить производство грузовиков FIAT 15 Ter согласно условиям контракта, заключенного братьями с фирмой-производителем. За каждый выпущенный автомобиль второй стороне полагалась компенсация.
Также Рябушинские обязались не экспортировать продукцию завода за рубеж.
Вообще, завод впечатлял размахом и модернизацией. В царской России подобных предприятий еще не было. Возможно, братьям бы удалось расширить и совершенствовать свое детище. Но настала пора Советской власти. После революции предприятие национализировали.
Увлечения Степана Рябушинского
О купцах Рябушинских всегда говорили как об обладателях несметных богатств. Существовала версия, что они не смогли вывезти весь капитал за рубеж и оставили сокровища в России.
Представители советской власти делали тщетные попытки отыскать богатства в виде золота или драгоценных камней.
Но Рябушинские, действительно, оставили в России сокровища. И они более ценные, чем деньги. Это коллекция икон и картин.
Коллекционированием образов занимался в основном Степан Рябушинский. Отдельные части собраний обнаруживались и после отъезда купца заграницу. В частности, в 1924 году обнаружили тайник в подвале одного из домов, принадлежавших династии.
Сейчас иконы переданы во владение Третьяковской галерее. С ними можно познакомиться и узнать их историю.
Исследователи родословной династии Рябушинских утверждают, что за рубежом представители рода жили скромно и наследства своим потомкам не оставили.
На территории современного ЗИЛ время от времени находят старинные золотые монеты, элементы икон. Но историки говорят о том, что эти реликвии, скорее всего, принадлежат Симонову монастырю. Завод занимает часть монастырских территорий.
Существует версия о том, что все свои богатства Степан Рябушинский оставил старообрядческим скитам. Он придерживался старообрядческой веры и был глубоко верующим человеком.
Возможно, в этом утверждении и есть доля правды. Старообрядцы отличаются суровыми нравами и стремлением к аскетическому образу жизни. Степан Рябушинский, как свидетельствовали его современники, при жизни не позволял себя вольностей и роскоши. Он жил скромно, питался скудно и все свое время проводил в работе.
Личная жизнь Степана Рябушинского
Степан Рябушинский состоял в браке с Анной Александровной Прибыловой. Об этом имеется запись в соответствующей книге. Регистрация брака состоялась в 1897-м году.
Известно, что часть недвижимости Степан записывал на имя супруги. Так, ей принадлежал роскошный особняк, выстроенный в московском стиле по проекту архитектора Ф. Шехтеля.
После революции семейная пара с детьми эмигрировала за рубеж. Местом жительства они выбрали Италию.
Дети Рябушинских – Елена и Борис – не вернулись на Родину. Елена вышла замуж и осталась жить в Милане. Её потомки носят фамилию Rijoff.
Борис прославился как художник-иллюстратор. Он обосновался во Франции. Здесь он видоизменил свою фамилию и получил известность как Boris Riab.
Он дважды вступал в брак, о его наследниках ничего не известно. Семейное древо обрывается.
В Москве существует улица братьев Рябушинских. Она названа в честь основателей первого российского автомобильного завода. Желающие совершают экскурсию по улице, ведущей к заводу, и узнают массу любопытных сведений о династии русских предпринимателей.
Сохранение памяти о предках – долг младших представителей рода. Создайте генеалогическое древо и заведите страницу памяти предка. Здесь сохранится родословная семьи, история значимых событий, фото и видео, текстовые документы, рассказывающие о славных деяниях рода.
Владелец страницы памяти получает код, открывающий доступ к информации. Он записывается на табличке, которой оформляется надгробие старшего в роду или знаменитого человека, ушедшего из жизни. Цифровой памятник позволяет каждому желающему изучить сведения о предке.