Грабарь Игорь Эммануилович

Грабарь
Игорь Эммануилович

25 марта
1871 — 1960 (89 лет жизни)
16 мая
Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал.
С. В. Герасимов

Биография

Эпиграф

Игорь Эммануилович Грабарь — виднейший ученый-исследователь и художник. Его перу принадлежат многочисленные труды, посвященные истории русского изобразительного искусства. Его кистью написано множество изящных, передающих дух русской природы, картин. Классический представитель старой русской интеллигенции, художник и известный ученый — Игорь Эммануилович Грабарь пережил русскую революцию, сталинские репрессии и две мировые войны.
# На озере (фрагмент). 1926. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
# Автопортрет Игоря Эммануиловича Грабаря, 1944 год

Жизнь

Биография Игоря Эммануиловича Грабаря берет свое начало 25 марта 1971 года в Будапеште, Австро-Венгрия. Отец был венгерским парламентарием и юристом, а мать занималась русской просветительской деятельностью. Из-за русофильских взглядов спустя несколько лет после рождения сына семья была вынуждена перебраться в Российскую империю — в город Егорьевск Рязанской губернии. Мальчишка посещал Егорьевскую гимназию, где живопись преподавал местный художник, и Игорь сразу же ею заинтересовался. В той же гимназии он посещал занятия Варвары Житовой, сестры Ивана Сергеевича Тургенева. В Егорьевске мальчишка проучился совсем недолго — 2 года. В 11 лет был отправлен на учебу в Императорский лицей цесаревича Николая, который в 1889 году с отличием окончил. В стенах лицея юноша погрузился в занятия с головой. Рисовал вид из окон, писал портреты окружающих, натюрморты и зарисовки из повседневной жизни. Часто под его взор попадали учителя, работники лицея, друзья, одноклассники. В свободное время Игорь пропадал в Третьяковской галерее и на всевозможных московских выставках. Следующим этапом после лицея стала учеба в столице. В Петербургский университет сразу на два факультета — историко-филологический и юридический. У Игоря был старший брат Владимир, который стал успешным юристом, но эта сфера деятельности Игоря не притягивала: он всегда хотел стать художником. Но всё же юридический факультет он закончил, в 1893 году. Во время обучения Игорь успевал изучать и писать биографии художников, посещать выставки и выступать на них в качестве художественного критика, рисовать иллюстрации для журналов. К тому моменту относится и знакомство Игоря Грабаря с педагогом, профессором Павлом Чистяковым. Его мастерская надолго пленила юношу. После университета, в 1894 году 23-летний Игорь Грабарь поступает в Академию художеств, где попадает в группу под руководством Ильи Репина. Набравшись опыта, через год Игорь уезжает за границу учиться у европейских мастеров. Он поступает в мастерскую художника Антона Ашбе в Мюнхене, потом путешествует по Франции и Италии. В 1901 году Грабарь окончил свое путешествие, вернулся в Петербург и сразу же переехал в Москву. Игорь Грабарь стал именитым художественным критиком журнала «Мир искусства». На выставках одноименного объединения экспонировались его работы. Так же работы Грабаря выставлялись в залах Мюнхена, Парижа, Рима и на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым. После революции 1917 года Игорь Грабарь работает в музейном отделе Наркомпроса и занимает пресечением расхищений музеев и коллекций. Вместе с тем не прекращает художественной работы: пишет пейзажи, принимает участие в создании декораций Малого театра, становится членом Российской академии истории материальной культуры. Еще до революции, в 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею, где работал вплоть до 1925 года. Он занимался организацией выставок, реализовывал принципиально новые методы экспозиции, была совершена перепланировка — из частной коллекции Третьяковка превратилась в музей европейского типа. В последующие годы Грабарь занимался общественной деятельностью, организовывал выставки, реставрировал картины, много путешествовал и, конечно же, не оставлял кисти — писал пейзажи, натюрморты, в 1930-е увлекся портретами именитых современников — Прокофьева, Чуковского, Чаплыгина и др.\ В более поздние годы Игорь Грабарь был директором музея-усадьбы «Абрамцево» и руководил Институтом имени В.И. Сурикова. В последние годы жизни поселился в поселке Абрамцево, где всецело посвятил себя живописи. Умер выдающийся художник 16 мая 1960 года. Ему было 89 лет.
# Абрамцево. Плетень (фрагмент). 1944. Самарский областной художественный музей, Самара

Грабарь — художник, искусствовед и реставратор

«Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей» — говорил о себе Игорь Эммануилович Грабарь. Действительно, он был выдающимся художником, талант которого подарил русской культуре замечательнейшие образцы изобразительного искусства. Его стиль вырос из слияния русской реалистичной школы и искусства французского импрессионизма. В период своего путешествия по Европе, Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке 1900 года в Париже: «Незабываемы впечатления, вынесенные мною от ретроспективного отдела выставки, в котором впервые столь полно были представлены такие гиганты французского искусства, как Милле, Курбе, Мане. Но эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую мне с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого» Именно тогда французский импрессионизм запал в душу молодому художнику. Однако в раннем своем творчестве Грабарь пробовал себя в совершенно разных стилях и жанрах, при этом демонстрируя отточенную технику и высочайшее художественное мастерство. К середине 1900-х годов Игорь Эммануилович, наконец, определился с предметом его наибольшего интереса — это была русская зима. Тема льда, холода и снега стала для него краеугольным камнем. Эта тематика позволяла Игорю Эммануиловичу орудовать колоссальным количеством приемов разложения цвета на холсте. Однако спустя несколько лет непрестанной работы, наметился его уход от первоначального направления, который наиболее заметен по его чайным и цветочным натюрмортам, занявшим место зимних пейзажей. С 1909 по 1914 год Игорь Грабарь не мог заниматься изобразительным искусством — от дела жизни отвлекали другие вещи, не менее значимые. Так, он занялся архитектурой: взялся за строительство Захарьинской больницы под Москвой, проект которой выполнил в «палладианском» стиле. Другим важным делом стало искусствоведение. С 1908 по 1914 год он выпустил пять томов «Истории русского искусства», которые заложили основу русского искусствознания. К тому же, в 1913 году Грабарь стал попечителем Третьяковской галереи, в которой трудился до 1925 года. Развернув масштабную работу по реорганизации музея, Грабарь еще надолго отошел от живописи. В тяжелое для России послереволюционное время Грабарь организовал группу по сохранению и реставрации культурного наследия. После 1924 года Грабарь полностью посвятил себя реставрации. Сегодня его именем назван Всероссийский художественный научно-реставрационный центр. Вместе с тем Грабарь преподавал на кафедре теории и истории искусств в Московском государственном университете. Позже возглавил кафедру общественных наук. В 1928 году Грабарь первым получил звание заслуженного деятеля искусств. С 1937 по 1943 годы Грабарь занимал должность ректора Московского института изобразительного искусства (сейчас МГХИ им. В. И. Сурикова). Хоть живописи и мешало множество других задач, Грабарь постоянно старался заниматься ею. В работах 1920-1940-х годов он окончательно отошел от импрессионизма и дивизионизма, сконцентрировавших на русской школе реализма и портретном жанре. Свои последние годы жизни, проведенные на даче в Абрамцево, Грабарь посвятил рисованию, писал русскую природу — такую самобытную и родную.
# В саду. Грядка дельфиниумов (фрагмент). 1947. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки, Курск
#
Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм — словом, все архитектурные добродетели —встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа. — Игорь Эммануилович Грабарь

Как найти захоронение

Новодевичье кладбище 4 ряд, 8 участок
Адрес Лужнецкий пр., 2, стр. 1, Новодевичье кладбище, 4 ряд, 8 участок
Как пройти Памятник Игорю Грабарю представляет собой фигурную белокаменную стелу, составленную из нескольких блоков, постаментом служит гранитный прямоугольник. На стеле, как на большом панно, выбиты несколько барельефов: лев, птица, святой Герасим, девочка с косичками. На боковой грани крупно выгравированы имя, фамилия и годы жизни художника. Скульптурная композиция установлена на могильную плиту из четырех гранитных слэбов, занимающую весь участок захоронения. (ск. А.Дубовский).

QR-код для этой страницы

# Вы можете создать страницу памяти в несколько кликов Создать страницу