Янсон-Манизер Елена Александровна

Янсон-Манизер
Елена Александровна

17 января
1890 — 1971 (81 год жизни)
21 сентября
Велика и неоценима заслуга Янсон-Манизер, ибо она не только замеча­тельный скульптор, но и подлинный летописец советского хореографического искусства, сумевший запечатлеть для будущих поколений вдохновенные образы
Викторина Кригер

Биография

Эпиграф

Имя Елены Александровны Янсон-Манизер золотыми буквами увековечено в истории советской скульптуры. Ее руками были созданы шедевры, которые до сих пор олицетворяют советский спорт и балет. Позировать к ней в мастерскую приходили великие советские балерины, а в гостях часто бывала Галина Уланова. Ее работы мы можем увидеть в парках культуры Москвы и Санкт-Петербурга, а станции метро «Динамо» и «Добрынинская» украшают именно ее балерьефы.
# Майя Плисецкая в мастерской Елены Янсон-Манизер. Москва, 1960 год
#

Жизнь

Елена Янсон-Манизер родилась в 1890 году в семье петергофского ремесленника. В 1911 году, сразу после окончания школы была принята на женские частные курсы высших архитектурных знаний Елены Феликсовны Багаевой. Спустя три года поступает на архитектурный факультет Политехнического института, но уже в 1917 году переводится в Академию художеств на тот же факультет. Елена Янсон-Манизер совмещала учебу с работой чертежницы. Так же была очарована древней культурой и участвовала в археологических раскопках в Бахчисарае, Керчи и Херсоне. С 1918 года выполняла обязанности помощницы театрального декоратора в Первом государственном театре марионеток, где вырезала из дерева кукол. С тех пор любовь к театру никогда не покидала ее. В 1921 году Елена Янсон-Манизер перешла на скульптурный факультет в мастерскую Матвея Манизера. В 1924 году приняла участие в конкурсе памятников В. И. Ленину у Финляндского вокзала, где получила пятую премию. В 1925 году Елена Александровна представила дипломную работу из четырех скульптур. В 1926 году ученица стала женой своего учителя — Матвея Генриховича Манизера. Спустя год у них родился сын Гуго Манизер — выдающийся советский и российский скульптор. От Матвея Генриховича Манизера Елена Александровна впитала в себя все практические советы и мастерство. Он не только воспитал в ней самобытность, но и основал тот фундамент первоклассных навыков, которым должен обладать каждый выдающийся скульптор. Именно здесь она довела до совершенства умение запечатлевать мельчайшие колебания человеческого тела. Каждая деталь, мышца, сустав, локон волоса, мимика лица — всё было выверено идеально и с прекрасным эстетизмом. Всю дальнейшую жизнь Елена Александровна Янсон-Манизер посвятила творчеству.
# Фигура «Конькобежка». Третьяковская галерея

Творчество

Елена Янсон-Манизер пронесла через всю свою жизнь не только любовь к созданию миниатюрных и изящных статуэток и кукол, но и к балету. Она буквально «заразилась» им, увидев на выпускном вечере юную, еще только начинающую блистать Галину Уланову. Елена Александровна сразу поняла, что перед ней будущая звезда. Вскоре была готова скульптура Улановой, которая, в увеличенном размере, стоит сейчас во дворе Вагановского училища, где когда-то делала свои первые шаги выдающаяся балерина, и в Парке Горького. После этого к Елене Александровне приходил весь балетный свет Петербурга. Майя Плисецкая, Ольга Иордан, Татьяна Вечеслова, Галина Уланова и многие другие позировали талантливой скульпторше. Стоит спросить, откуда взялась в Елене Александровне столь могучая энергия и беспрекословный талант в изображении человеческого тела? Ответ кроется не только в природном даровании, поскольку чтобы по-настоящему стать великим, необходимо дополнить его, обогатить или даже обуздать. Елена Янсон-Манизер и потому стала великой, поскольку всю свою жизнь училась и работала. В студенческие годы, в конце 1910-х годов, она по-настоящему влюбилась в театр марионеток и уже тогда создавала великолепных кукол. Этот опыт по своей полезности оказался для нее колоссален: уже впоследствии, когда Елена Александровна начала делать свои скульптуры с натур, этот опыт позволил ей добиться максимальной пластичности и декоративности своих работ. В период с 1934 по 1937 годы создала серию из 7 скульптур на тему таких бале­тов, как «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Египетские ночи» и другие. В каждой скульптуре улавливалась нота театральности, кукольного прошлого ее создательницы. Именно в балетной тематике ее талант раскрылся максимально: Елена Янсон-Манизер с мастерством придавала скульптуре той или иной балерины индивидуальность и своеобразие. Она каждый раз попадала в точку. Смотря на них, видишь не мастерски обработанный кусок обезличенного вещества, но личность, которая за ним стоит. Среди работ Елены Янсон-Манизер можно встретить и спортивную тематику: «Баскетболистка», «Футболист», «Девушка на буме», «Дискоболка», «Старт в воду», «Ядротолкатель» и др. Многие из них впоследствии были увеличены и отлиты в бронзе, чтобы украсить множество парков и стадионов. Помимо этого ее руками был создан ансамбль из 24 фарфоровых рельефов, доныне украшающих станцию метро «Динамо». Также Елена Янсон-Манизер создала скульптуры трехкратной чемпионки мира по конькобежному спорту М. Г. Исаковой и легкоатлет­ки А. В. Чудиной. В 1950-е годы Елена Янсон-Манизер сосредоточилась на фарфоре и создала серию статуэток для Ленинградского фарфорового завода (ныне Императорский фарфоровый завод): «Гирей сидящий», «Гирей с плащом», «Зарема с зеркалом», «Зарема с кинжалом», «Мария с шарфом», «Мария сидящая». Часть из них так же впоследствии была увеличена в размерах и отлита в чугуне. Выдающаяся художница и скульптор Елена Александровна Янсон-Манизер скончалась 21 сентября 1971 года.
# Скульптура «Балерина», посвященная Галине Улановой. Парк Горького
# Е. Янсон-Манизер
Елена Александровна Янсон-Манизер увековечила в своих работ всю эстетику и величие советского спорта и балета. Глядя на них, каждый задумается о том, каких усилий и слез стоила создательнице легкость и красота этих поистине чудесных скульптур, некогда существовавших в форме абсолютно не эстетичных и обыденных груд камня и металла.

Как найти захоронение

Новодевичье кладбище 37 ряд, 6 участок
Адрес Лужнецкий пр., 2, стр. 1, Новодевичье кладбище, 37 ряд, 6 участок
Как пройти На могиле Елены Янсон-Манизер установлен оригинальный бронзовый памятник. Художница похоронена вместе с мужем — выдающимся скульптором Матвеем Манизером. В центре композиции — скульптура мужчины и женщины, установленная на постаменте из красного гранита. Мужчина изображен в позе сидя, со скульпторским молотом в руках. Он опирается на металлический куб, на лицевой грани которого изображен барельеф Манизера в профиль. Женщина прислоняется к мужчине сзади. На постаменте металлическими буквами зафиксированы звание, имя и годы жизни Матвея Манизера. На переднем плане надгробного комплекса уложена гранитная могильная плита, в верхнюю часть которой вмонтирована металлическая табличка с барельефом Елены Александровны и выгравированной надписью «Скульптор Елена Александровна Янсон-Манизер», а также годами жизни. В основании всего комплекса уложены плиты из красного гранита, визуально завершающие композицию.

QR-код для этой страницы

# Вы можете создать страницу памяти в несколько кликов Создать страницу