Гурченко Людмила Марковна

Гурченко
Людмила Марковна

12 ноября
1935 — 2011 (75 лет жизни)
30 марта
Уже на первых репетициях я понял, что Людмиле Марковне было очень интересно работать на сцене. Она относилась к театру с невероятной святостью и волнением. Даже само это слово "театр" Гурченко произносила с какой-то значительностью, вовсе не свойственной современному суетливому времени.
Андрей Максимов

Биография

Эпиграф

Кажется, нет у нашего зрителя артистки более любимой, чем Людмила Марковна Гурченко, при этом любовь к ней – что при жизни, что после смерти – носит истинно народный характер. Ею восхищались, ей старались подражать (сделать прическу "под Гурченко" или пошить платье "как у Гурченко в том самом-фильме" – навыки, которые невероятно ценились в Советском Союзе).
# Л.Гурченко в х.ф.«Карнавальная ночь»
# Людмила Гурченко

Биография

Кима, Ноябрина, Искра, Владлена, Сталина… и еще целый список имен предложили Марку Гавриловичу Гурченко, когда родилась его дочь. Но девочку назвали Люси — в русском варианте Людмилой. Отец выбрал имя после просмотра фильма «Акулы Нью-Йорка». Родилась Люся в Харькове, в музыкальной семье. Как она утверждала, мама была дворянского происхождения, отец — из батраков. Марк Гурченко работал в филармонии, играл на баяне на утренниках в школе, проводил праздники на заводах и фабриках. Елена Симонова-Гурченко помогала мужу, школу так и не окончила из-за рождения дочери. В доме 17 в Мордвиновском переулке было всегда много гостей, семья была радушная. Маленькая Люся выступала с детства. Сначала — перед всеми, кто попадал в дом: читала стихи, пела и била чечетку. Первый гонорар получала конфетами. Это было до войны. Отец ушел на фронт с баяном. «А вместе с ним унес самые прекрасные песни, самый светлый праздник — Первое мая, самое лучшее в жизни время», — вспоминала в автобиографической книге актриса. Люся с мамой оказались в оккупированном немцами городе. Рядом с домом находилась немецкая часть, и девочка пела русскую «Катюшу», чтобы получить еду. В 1943 году после освобождения Харькова Люся пошла в школу, а через год поступила в музыкальную — в класс «по охране детского голоса». На экзамене, как учил отец, который всегда верил в актерское будущее дочери, ни на кого не глядя «дула свое». Рано повзрослевшая из-за тягот войны, девочка с особым усердием училась музыке. После десятилетки Гурченко отправилась в Москву — с большим аккордеоном, желанием петь, танцевать и с мечтой — стать музыкальной артисткой. Поступила во ВГИК. В мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой ощущала себя белой вороной.
# Людмила Гурченко с родителями

Народная артистка СССР

Первую драматическую роль молодая актриса сыграла на третьем курсе — Амалию в «Разбойниках» Шиллера. Этот опыт помог по-настоящему влиться в реалистическую школу знаменитых педагогов. Но в дипломных спектаклях без песен не обошлось. Играла Кето в оперетте «Кето и Котэ» и Имоджин в сценической композиции «Западня» по Драйзеру. Первым драматическим фильмом Людмилы Гурченко стала картина «Дорога правды» по сценарию Сергея Герасимова. А первый настоящий успех принесла все же картина музыкальная — комедия «Карнавальная ночь». Предложил на большую роль студентку Иван Пырьев. В стремительном водовороте рязановской "Карнавальной ночи" – невиданном доселе бурлеске, почти настоящем кабаре с танцами, песнями, чечеткой и фокусами. Простая и бесхитростная комедия о посрамленном бюрократе надолго осталась одним из любимых новогодних фильмов: "Карнавальную ночь" регулярно показывали по телевизору, и обаятельнейшая Леночка Крылова с осиной талией, звонким голоском в очередной раз пела песенку про пять минут. Успех "Карнавальной ночи" был столь велик, что сам Игорь Ильинский, игравший Огурцова, рискнул спустя несколько лет снять продолжение – но фильм "Старый знакомый", повествующий о дальнейшей карьере незадачливого бюрократа, не сумел даже на шаг приблизиться к "Карнавальной ночи": без Крыловой-Гурченко история была уже совсем не та. В «Карнавальной ночи» пригодились все грани таланта Людмилы Гурченко: драматический, вокальный, танцевальный — и необыкновенное обаяние молодой актрисы. Картина била рекорды проката. В кассах кинотеатров разобрали свыше 48 миллионов билетов. Так, еще будучи студенткой, Гурченко стала звездой, а фильм — непременным атрибутом новогодних праздников. Второго столь же громкого успеха, в расчете на который снималась еще одна музыкальная картина «Девушка с гитарой», не случилось. Людмила Гурченко на годы перешла в разряд актрис легкого жанра. Почти десятилетие Людмила Марковна хоть постоянно и снималась, в том числе и в главных ролях, но фильмы эти все больше проходили незамеченными в творческой биографии актрисы или запоминались лишь яркими музыкальными номерами, как в «Табачном капитане». Были и небольшие роли — в картине «Женитьба Бальзаминова», «Корона Российской империи», «Белый взрыв». «Жестокость есть в том, что в самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней?» — говорила об этом периоде в своем творчестве Людмила Гурченко. Слишком яркий музыкально-комедийный талант все же не скрыл от глаз режиссеров талант драматический. Хотя не все предложения Людмиле Гурченко удалось принять. Уже согласившись на главную роль в картине «Мама», пришлось отказать Никите Михалкову. Режиссер видел Людмилу Марковну в образе генеральши в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Съемки в «Маме» принесли успех картине и серьезные испытания для здоровья актрисы. Олег Попов в эпизоде на катке упал, сломав Гурченко правую ногу. После сложнейшей операции, когда врачи по осколкам собирали кость, она вновь вышла на съемочную площадку и продолжила сниматься. А вот сновать танцевать пришлось ох как не скоро. Триумфальным возвращением в большое кино для актрисы стала роль Анны Георгиевны в фильме «Старые стены». В фильмографии Людмилы Гурченко появились «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова, «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского, «Прохиндиада, или Бег на месте» Виктора Трегубовича, «Полеты во сне и наяву» Ролана Быкова, «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. Эти фильмы показали другую Гурченко, которая может не только петь и неподражаемо танцевать, но и грустить и переживать. «Сибириада» в 1979 году стала призером Каннского кинофестиваля. Во время съемок этого фильма Людмила Марковна стала писать свою первую книгу «Мое взрослое детство».
# Людмила Гурченко в фильме «Мама»
# Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих»
Кино – это моя жизнь. Когда я вхожу в маленький задымленный павильон, где ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, где пахнет смесью дыма, опилок и клея, понимаю: вот он – рай! Людмила Марковна Гурченко

Как найти захоронение

Новодевичье кладбище 10 ряд, 10 участок
Адрес Лужнецкий пр., 2, стр. 1, Новодевичье кладбище, 10 ряд, 10 участок
Как пройти В августе 2012 г. на её могиле торжественно открыли памятник, выполненный скульпторами Юрием Хоровским и Юрием Шабельниковым. Для монумента великой артистке выбрали контрастное сочетание чёрного гранита и белого мрамора. Надгробный памятник состоит из двух стел. Массивная беломраморная плита с необработанной боковой гранью и вырезанной фигурой актрисы на фоне плиты из чёрного гранита, тщательно отполированной и сужающейся кверху. Людмила Гурченко изображена в полный рост, на ней платье до пола со струящимися драпировками по всей длине, рука прижата к груди, глаза опущены вниз. Надгробная плита выполнена в едином стиле с памятником. На светлой стороне чёрными буквами выложено изображение автографа актрисы, на обратной стороне памятника высечена эпитафия: «Дорогие зрители! Я живу и работаю для вас!»

QR-код для этой страницы

# Вы можете создать страницу памяти в несколько кликов Создать страницу