«Во поле берёзонька стояла...»
Идея о создании ансамбля пришла к Надежде Сергеевне во время разглядывания старинной литографии — на ней девушки держали веточки березы и водили хоровод. Так, была найдена не только идея, но и та самая «синяя птица», которая навсегда изменила ее жизнь.
Первыми, кто исполнил хоровод «Березка», стали колхозницы тогдашней Калининской, ныне — Тверской области. Всё действо прошло на сцене фестиваля сельских народных талантов 1948 года.
Двадцать девушек в длинных сарафанах — все статные, величавые, с красивой осанкой неслышно буквально «плывут» по сцене — ведут узорчатый хоровод — да так, что вы уверены, будто не они двигаются, а вращается под ними сама сцена.
В руках у девушек веточки молодой берёзки с чуть дрожащими ажурными листочками. Волшебно переливается мелодия песни. «Плывут» девушки, а зрители, глядя на них, словно вдыхают аромат весны, ощущают её волнующую поэтику. Поэтику Родины с её необъятными далями, берёзовыми рощами и красотой.
«Берёзка» стала настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Надежда Сергеевна стала не только родоначальницей особого ансамбля, но и нового стиля в хореографии. В своих произведениях «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Сибирская сюита», «Лебёдушка», «Берёзка», «На осенней ярмарке», «Заре навстречу», «Большой казачий пляс», «Северное сияние», «Северный старинный хоровод», «Воротца», «Топотуха» и множестве других Надежда Сергеевна сумела глубоко проникнуть в народную культуру и правдиво, тонко, красиво воссоздать ее образы.
Одна из последних постановок — танцевальный триптих «Русский фарфор». Она максимально точно и ёмко олицетворяла внутреннюю сущность народного бытия и ее философию во всем размахе и взлёте. Она смогла открыть миру неисчерпаемые богатства русской души, её грани и в каждом танце Надежда Сергеевна отражала новую, неповторимую, находя для её воплощения самобытный танцевальный язык, логически стройную форму выражения.
Позже калининских девушек с русским девичьим хороводом «Берёзка» пригласили в театр «Эрмитаж», на сборный концерт, в котором участвовали Шульженко, Гаркави, Миронова и Менакер. Когда на сцену выплыли девушки в длинных бело-красных сарафанах с веточками берёзы в руках под мелодию русской народной хороводной песни «Во поле берёзка стояла…» зал замер. Молчание длилось и после поклонов, а затем — грохот аплодисментов.
Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сиюта», «Сударушка» и многие другие постановки были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу.
Через несколько лет Надеждина пригласила в ансамбль мужчин-танцоров, а со временем у нее появился и свой оркестр народных инструментов. Тогда же Надежда Сергеевна обратила внимание на ученицу хореографического училища при Большом театре Кольцову, и скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля.
Хороводы Надежды Надеждиной явились гимном красоте и величию русской женщины. Пушкинские, тургеневские, некрасовские женщины, женщины Шукшина и Шолохова — все разные, но все — русские, как и хороводы Надеждиной. «Весенний хоровод», «Северный хоровод», «Лебедушка», «Цепочка», танец «Воротца» — даже из названия этих номеров понятно, какие разные по своему содержанию художественные образы осмысливались и раскрывались в этих танцах.
Недостаточно технически безукоризненно исполнить номер, его надо пережить изнутри, осмыслить, или, как говорила Надежда Сергеевна, «протанцевать образ», через танцевальные движения передать всю драматургию образа, трепетного, чистого, который потом обязательно останется в душе зрителя.
В 1950 году Надежде Сергеевне Надеждиной была вручена Государственная премия СССР, а в 1959 году возглавляемому ею коллективу была присуждена Золотая медаль Мира имени Жюлио Кюри.
Надежда Сергеевна Надеждина ушла из жизни 11 октября 1979 года, и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. На её могиле был установлен памятник из гранита и мрамора.