Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Шостакович
Дмитрий Дмитриевич

12 сентября
1906 — 1975 (68 лет жизни)
9 августа
Музыка Шостаковича — это говорящий, звучащий, кричащий на тысячи голосов опыт огромных человеческих масс, сдвинутых историей с насиженных мест, приведенных в движение и брожение, действующих и страдающих, свободных и зависимых...
Лев Закс

Биография

Эпиграф

Один из крупнейших композиторов XX века; автор 15 симфоний, шести концертов, трех опер, трех балетов и пр. Композитор, чья неординарность проявилась еще в детстве и не исчезла до самой смерти. Нет смысла описывать его произведения: никакой поэт никакими словесными конструкциями не способен передать всю красоту его музыки — она не переводима на языки ни прозы, ни поэзии. Такую музыку дóлжно только слушать и чувствовать.
# Дмитрий Шостакович по дороге домой после премьеры его Симфонии № 12. 1961 год
# Д.Д. Шостакович в 1925 году

Биография

Родился выдающийся советский композитор Дмитрий Шостакович в Санкт-Петербурге в доме, первый этаж которого под Городскую проверочную палатку арендовал Дмитрий Менделеев. Отец был инженером, а мать — пианисткой. Оба страстно любили музыку, и маленький Дима начал заниматься в музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера. В 1919 году Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу — у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll. Через год Шостакович поступил на факультет композиции. Учеба в консерватории нравилась юноше: он буквально грыз гранит науки, впитывал в себя всё, что могли дать преподаватели, и каждый вечер посещал концерты Петроградской филармонии. Консерваторское жалование было крайне скудно, и Шостакович недоедал. В 1922 году умирает отец. Семья оказывается в ужасном экономическом положении, и Шостакович устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр. В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано у Л. В. Николаева, а в 1925 году — по классу композиции у М. О. Штейнберга. Дипломной работой стала Первая симфония. «Ошиблись те, кто принял его Первую симфонию за юношески беззаботную, жизнерадостную. <…> Она исполнена такого человеческого драматизма, что это даже странно представить, что 19-летний мальчик прожил такую жизнь… Ее играли всюду. Не было такой страны, в которой симфония не прозвучала бы вскоре после того, как она появилась» — пишет о Первой симфонии советский кинорежиссер и сценарист Лео Арнштам. В 1927 году Дмитрий Шостакович принялся за написание оперы «Нос», по повести Н. В. Гоголя. В том же году он познакомился с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал его знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. В том же конце 20-х и начале 30-х им были были написаны следующие две симфонии — Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю») и Третья («Первомайская»). В 1928 году познакомился с В. Э. Мейерхольдом и по его приглашению некоторое время работал в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве. В 1930—1933 годах работал заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа. В 1932 году Шостакович напишет ошеломительную по своему ажиотажу оперу — «Леди Макбет Мценского уезда»: за два первых сезона ее исполняли более 200 раз в Москве и Петербурге и играли в театрах Европы и Северной Америки. Однако в 1936 году оперу объявили «антинародной» и многие произведения композитора начали пропадать из репертуаров оркестров и театров. Через год Шостакович сочинил свою Пятую симфонию, приостановив при этом премьеру Четвертой, которую Дмитрий Дмитриевич представит публике лишь в 1961 году. Пятую же симфонию Сталин назвал «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику», а критики — «образцом соцреализма» в симфонической музыке. С 1937 года Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории, а через два года стал профессором. И уже в звании профессора 33-летний Шостакович представит в том же 1939 году свою Шестую симфонию. В первые месяцы Великой Отечественной войны Дмитрий Шостакович работал профессором в Консерватории, служил в добровольной пожарной дружине — тушил зажигательные бомбы на крыше Консерватории. Во время своих пожарных дежурств Дмитрий Дмитриевич занимался созданием своей, наверное, впоследствии самой узнаваемой симфонии — Седьмой, «Ленинградской». Закончить ее удалось лишь в конце декабря 1941 году уже в Куйбышеве. Впервые симфония была исполнена в марте 1942 года оркестром Большого Театра, а в августе 1942 — в блокадном Ленинграде. Седьмую симфонию играли по всему миру. Однако в 1948 году Шостакович наряду с некоторыми другими советскими композиторами был обвинен в «буржуазном формализме», «упадничестве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен, прежде всего, по инициативе А. А. Жданова. В это время Шостакович писал в стол. Через год Шостаковича «разрешили», и он отправился в США в составе делегации всемирной конференции в защиту мира, которая проходила в Нью-Йорке. В 1957 году Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, в 1960 году — Союза композиторов РСФСР (в 1960–1968 — первый секретарь). В 60-е гг. работы писателя времен 20-х гг. постепенно возвращаются в репертуары оркестров и театров. В это время много писал: 11, 12, 13 и 14 Симфонии, вокальные циклы на стихи Цветаевой, 11 и 12 Квартеты, Второй виолончельный и Второй скрипичный концерты, Скрипичная соната, вокальный цикл на слова А. А. Блока и пр. Создавал музыку к кинокартинам. Последние годы жизни выдающийся композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович провел в болезни. Он скончался в Москве в августе 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
# Шостакович, Мейерхольд, Маяковский, Родченко во время работы над спектаклем «Клоп». 1929 год

«Все темное, мрачное сгинет, уйдет, востор­жествует прекрасное»

В 1927 году, заполняя анкету по психологии творчества профессора Романа Грубера, Шостакович указал Баха первым в ряду любимых композиторов. Этот пиетет продолжался всю жизнь. В одном из писем к Исааку Гликману Шостакович привел в пример музыку Баха как образец: «Прекрасную музыку, как ни играть, все равно будет хорошо. Любую прелюдию и фугу Баха можно играть в любом темпе, с любыми дина­мическими оттенками или без таковых, и все равно будет прекрасно. Вот как надо писать музыку, чтобы ни одна каналья не могла ее испортить» В 1950 году Шостакович поехал в Лейпциг на торжества в честь 200-летия со дня смерти Баха. Эта поездка стала для Шостаковича живительным источником, глубокая любовь к Баху, восхищение его музыкой побудили его сочинить «24 прелюдии и фуги», прообразом которых стал цикл Баха «Хорошо темперированный клавир». В молодости Шостакович возлагал большую ответственность на исполнителя. «Такое у меня чувство, будто бы 10 хулиганов изнасиловали на моих глазах любимую девушку, а я ничего не мог поделать. Слушал, привязанный к дереву, ее стоны, мольбы и крики о помощи и переживал», — пишет Шостакович о плохом исполнении своей Первой симфонии. Однако впоследствии Шостакович отдавал ключевую роль композитору: он мечтал приблизиться к Баху и его совершенным произведениям. Когда его Девятую симфонию исполнили плохо, он корил себя за то, что не смог вступить на один пьедестал с Бахом, что не создал идеальной композиции, которую не смог бы испортить ни один исполнитель. В 1943 году в Афанасово открылся Дом творчества композиторов, где в разное время работали выдающиеся композиторы: Прокофьев, Хачатурян, Глиэр и др. Летом того же года сюда приехал Шостакович и описал эти места: «Кругом — широкие поля, рощицы, а подальше — большие леса, до конца которых нам никогда не удавалось дойти. Композиторы жили в большом одноэтажном каменном доме, когда-то принадлежавшем местному помещику, и в построенных вокруг него небольших коттед­жах. Обставлен Дом творчества был хорошо, уютно, даже с известным комфортом. В каждом коттедже стоял инструмент, а для композиторов, живших в большом доме, были оборудованы рабочие комнаты в сосед­ней деревне». Что интересно, здесь за лето Шостакович написал масштабную Восьмую симфонию, которая выделяется на фоне его творчества черным, мрачным пятном. Одно из самых трагичных произведений композитора, причем сам Шостакович отзывался о нем так: «Идейно-философскую концепцию моего нового произведения я могу выразить очень кратко, всего двумя словами: жизнь прекрасна. Все темное, мрачное сгинет, уйдет, востор­жествует прекрасное» Дмитрий Шостакович был человеком разнопланового рода. Нет ни одного жанра, где он не выразил бы себя, не сказал бы своего веского слова. Он писал песни, работал иллюстратором при демонстрации немых фильмов, а позже — выступил в качестве одного из создателей советского звукового кино. «Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество» — писал о Шостаковиче советский и российский музыковед, его современник Михаил Тараканов.
# Дмитрий Шостакович за работой в компании дочери. 1943 год
# С. Прокофьев, Д. Шостакович и A. Хачатурян
Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. — Д. Д. Шостакович

Как найти захоронение

Новодевичье кладбище 39 ряд, 2 участок
Адрес Лужнецкий пр., 2, стр. 1, Новодевичье кладбище, 39 ряд, 2 участок
Как пройти Гранитное надгробие Дмитрия Шостаковича украшают металлические буквы, цифры и ноты: что интересно, если эти четыре ноты записать латиницей, то получатся инициалы композитора. Выше надписи на стеле — бронзовое распятие. Цоколь могилы также выполнен из розово-серого зернистого гранита, в центре участка захоронения устроен небольшой цветник для живых растений, для срезанных и искусственных есть две черные вазы. Кованая ограда в стилистике надгробных аксессуаров по периметру могилы дополняет ансамбль и придает памятнику благородную, душевную, уютную красоту(архитектор А. Заварзин).

QR-код для этой страницы

# Вы можете создать страницу памяти в несколько кликов Создать страницу