Ефремов Олег Николаевич

Ефремов
Олег Николаевич

1 октября
1927 — 2000 (72 года жизни)
24 мая
Главное, к чему стремился Олег Николаевич, - чтобы на сцене был живой человек, а не фигляр, изображающий жизнь, чтобы в театре царила жизнь человеческого духа, как завещал великий Станиславский, верным и неотступным поклонником которого до конца своих дней был сам Ефремов.
Вячеслав Невинный

Биография

Эпиграф

Главный режиссер МХТ имени Чехова, доктор Айболит и таксист Саша из фильма «Три тополя на Плющихе» - таким запомнили Олега Ефремова коллеги и зрители. Он сыграл около 100 ролей в кино, поставил множество спектаклей и стал родоначальником актерской династии. «Я буду главным режиссером МХАТа», - еще в юности решил Ефремов - и добился этой цели. Олег Николаевич был, безусловно, невероятно талантливым человеком. Его актерские и режиссерские работы не просто восторгают и впечатляют - они всякий раз касаются чего-то самого главного в человеке, провоцируют на вопросы к самому себе - сложные, глубокие, порой мучительные. Будучи одним из самых выдающихся театральных режиссёров своего времени, он долгое время руководил Московским Художественным театром. Но, наверное, самым главным его званием, которое золотыми буквами навеки вписано в историю, останется - создатель театра «Современник». Именно этому долговязому, с узким лицом, порывистому и смешному в движениях человеку, по которому с ума сходили женщины, а все мужчины хотели быть на него похожими, театр на Чистых прудах обязан своим появлением на свет.
# Олег Николаевич Ефремов
# Советский и российский актёр и режиссёр театра и кино

Жизнь

Олег Ефремов родился в Москве 1 октября 1927 года. Первые годы его жизни прошли в большой коммунальной квартире на Арбате. Еще в детстве будущий актер и режиссер увлекся театром: вместе с двоюродным братом Германом Меньшениным он вырезал из бумаги фигурки людей и животных, а потом разыгрывал разные сценки в простых декорациях из подручных материалов. Отец Олега Ефремова работал бухгалтером в главном управлении лагерей и мест заключения - ГУЛАГе. По службе ему вместе с женой и сыном пришлось в 1941 году переехать под Воркуту. В поселке Абезь Воркутинского района семья прожила до августа 1943 года. Николаю Ефремову не нравилось, что его 16-летний сын общается с уголовниками, поэтому он решил уйти с работы и вернуться с семьей в Москву. Будучи школьником, Олег Ефремов играл в драмкружке при Доме пионеров на старом Арбате. Руководила кружком Александра Кудашова - ученица театрального режиссера и педагога Михаила Чехова. В то время Ефремов близко общался с Александром Калужским - внуком известного в то время мхатовского актера Василия Лужского. Именно Калужский уговорил друга в 1945 году сдать экзамены в Школу-студию МХАТ. Ефремова приняли с первой попытки на курс к педагогам Михаилу Кедрову и Василию Топоркову. В студенческом дневнике Олега Ефремова есть поразительно смелая и нахальная запись: "Я буду главным режиссером МХАТа!". И в этом был весь Ефремов: он пришел в искусство, чтобы быть главным, чтобы быть лидером. В 1949 году, получив диплом о высшем образовании, он надеялся попасть во МХАТ. Но в прославленный театр Ефремова не взяли даже на должность статиста. Однако почти сразу же молодого актера пригласили в Центральный детский театр, которым руководила тогда актриса МХАТа Ольга Пыжова. В ЦДТ Олег Ефремов прослужил до 1957 года и за это время исполнил более 20 ролей - Митрофанушку в «Недоросле», Молчалина в «Горе от ума», Самозванца в «Борисе Годунове» и других. Постепенно вокруг него объединилась группа молодых актеров - в основном его же студентов. Первоначально объединение называлось «Студия молодых актеров», но вскоре его переименовали в театр-студию «Современник». В 1964 году «Современник» признали профессиональным театром - из его названия исчезло слово «студия». Избрав знаменем театра формулу Станиславского о "жизни человеческого духа", Ефремов стремился к естественности, к живому человеку на сцене, к искренности, порой граничившей с исступлённостью. Уже на исходе жизни режиссер часто говорил о неоплатном долге перед драматургией Александра Вампилова, сокрушался, что удалось поставить лишь одну пьесу Людмилы Петрушевской - "Московский хор". Мечтал о новых воплощениях пьес Михаила Булгакова, Александра Володина, Михаила Рощина. Олег Николаевич скончался 24 мая 2000 года на 73-м году жизни в Москве, в своей квартире на Тверской улице. В это время его театральная труппа находилась на гастролях в Тайване. В день прощания, по свидетельству очевидца, к зданию в Камергерском переулке из-за моря цветов невозможно было подойти. Олег Ефремов похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы, рядом с могилой его кумира - Константина Станиславского.
# Олег Ефремов, Виктор Розов, общение за кулисами, конец 50-х, начало 60-х годов

Главное о творчестве

Олег Ефремов сыграл около 70 ролей в художественных и телефильмах, самые известные из которых: «Первый эшелон» М. Калатозова, «Шли солдаты» Л. Трауберга, «Живые и мертвые» А. Столпера, «Звонят, откройте дверь» А. Митты, «Берегись автомобиля» Э. Рязанова, «Три тополя на Плющихе» Т.Лиозновой, «Батальоны просят огня» В. Чеботарева и А. Боголюбова. Он на протяжении полувека преподавал мастерство актера в Школе-студии МХАТ, выпустил несколько актерских и режиссерских курсов, был профессором и заведующим кафедрой мастерства актера, одним из создателей и первым секретарем Правления Союза театральных деятелей СССР. Весной 1945 года, выдержав огромный конкурс, восемнадцатилетний Ефремов стал студентом актерского факультета Школы-студии МХАТ. На первом курсе, испытывая почти религиозное чувство к учению Станиславского, он вместе с несколькими сокурсниками принес клятву верности своему кумиру, романтически скрепив ее собственной кровью. По окончании Школы-студии МХАТ в 1949 году Олег Ефремов пришел в Центральный детский театр. Начинал он там как актер и уже с первых шагов стал известным и популярным в столице мастером. Первой его большой работой на сцене стала роль Ивана-дурака в сказке "Конек-горбунок". За семь лет работы на сцене ЦДТ Олег Ефремов сыграл более двадцати ролей. В спектаклях он создавал образ нового молодого героя, увлекая тем самым в первую очередь молодежь. Любимцем молодежи сделала его роль рабочего паренька Кости из пьесы Виктора Розова. В 1955 году Олег Ефремов дебютировал в ЦДТ в качестве режиссера. Он поставил комедию "Димка-невидимка". Удача первой постановки во многом предопределила судьбу Ефремова как одного из новых лидеров российской театральной режиссуры второй половины 20 века. Начиная с 1960-х годов имя Ефремова-режиссера засияло на нашей сцене рядом с именами Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса и Юрия Любимова. В 1956 году Олег Ефремов покинул детский театр и организовал театр "Современник". Среди единомышленников и сподвижников Олега Николаевича были Е.Евстигнеев, Г.Волчек, О.Табаков, И.Кваша, В.Сергачёв, Л.Иванова. Открывшись пьесой Виктора Розова "Вечно живые", "Современник" с первых дней существования стал точкой притяжения для мыслящего зрителя. Театр вбирал в себя первые лучи свободы. Чудо единения происходящего на сцене с залом удается лишь тем режиссерам, кому суждено найти выразительные средства (состоящие из тысячи нюансов), способные поразить воображение зрителя. "Современнику" это оказалось под силу, благодаря режиссерскому дару Ефремова, выбору интересной драматургии. За годы работы Олега Ефремова в "Современнике" были поставлены спектакли "Голый король" Е. Шварца, "Назначение" А. Володина, "Всегда в продаже" В. Аксенова, "Традиционный сбор" В. Розова, историческая трилогия "Декабристы" Л. Зорина, "Народовольцы" А. Свободина и "Большевики" М. Шатрова. Рождение новаторского театра невозможно без открытия и утверждения новых актерских индивидуальностей. "Современник" подарил нам созвездие дарований, отобранных и выпестованных Олегом Ефремовым. Подобралась не просто талантливая труппа. Возник и сформировался союз единомышленников, спаянных общностью идеалов: Евгений Евстигнеев и Олег Табаков, Игорь Кваша и Галина Волчек (будущий руководитель "Современника"). Гордость не только нового театра, но и отечественной сцены, составили Лиля Толмачева и Валентин Никулин, Нина Дорошина и Петр Щербаков, Алла Покровская и Михаил Козаков. Заслуга Ефремова состояла в том, что он не просто открыл и объединил индивидуальности в великолепный театральный ансамбль. Он сделал каждого из своих актеров не просто идеальным выразителем собственных режиссерских замыслов, но и достойным соавтором. Первую роль в кино Олег Ефремов сыграл в 1955 году в мелодраме "Эшелон". С тех пор снимался он регулярно, и каждое его появление на экране становилось настоящим событием и праздником для миллионов зрителей. Актёр редкой органики, с озорным темпераментом и богатой фантазией, Ефремов умел разработать роль в мельчайших деталях, создав при этом целостный, выстроенный образ. С годами его актёрская палитра обогатилась самыми разными красками: от мягкой, а порой и горькой иронии, нежного лиризма до высокой трагедии. Герои Ефремова не просто притягивали. За несколько минут экранного времени они становились задушевными друзьями самых разных людей. Дарили надежду, расцвечивали и продлевали жизнь. Таким был танкист Иванов, "на котором вся Россия держится" из военного киноромана "Живые и мертвые". Шофер Саша из мелодрамы "Три тополя на Плющихе", излучавший фантастическое обаяние. Осенью 1970 года Олег Ефремов по просьбе великих "стариков" МХАТа возглавил этот прославленный театр, к тому времени пребывавший в глубоком застое. Реанимацию закостеневшего МХАТа Ефремов начал с постановки пьесы А. Володина "Дульсинея Тобосская", сыграв в пьесе рыцаря Печального Образа, совпадавшего с человеческой сущностью самого Ефремова. Затем поставил лирическую драму М. Рощина "Валентин и Валентина". И сразу вслед выпустил насмешливый и озорной спектакль - "Старый Новый год", где блистали новобранцы МХАТа - Евгений Евстигнеев, Александр Калягин и, дождавшийся своего часа, Вячеслав Невинный. Большими событиями стали постановка "Медной бабушки" по пьесе Л. Зорина, где Олег Ефремов блистательно сыграл Александра Сергеевича Пушкин, и "Чайка" с великолепным ансамблем актеров (Лаврова, Анастасия Вертинская, Андрей Мягков, Андрей Попов, Екатерина Васильева, Иннокентий Смоктуновский). Свои лучшие роли на сцене Ефремов сыграл именно со Смоктуновским, который являлся его ближайшим сподвижником - "Возможная встреча" Пауля Борца (Гендель), "Кабала святош" М. Булгакова (Мольер). Последней постановкой Олега Ефремова стал спектакль «Три сестры» в 1997 году. Он вызвал восторг публики и критиков. Режиссер отступил от привычных канонов этого спектакля: так, финальная сцена, по его задумке, происходила в парке, дома на заднем плане не было видно.
# Театр "Современник", основанный Олегом Ефремовым
# Олег Николаевич в молодости
Уйдёшь – забудут? – мог сказать: Не верю! Он не сыграл ни разу подлеца И в жизни бурной не терял лица… Красиво роль прожил? – скажите: Верю!.. Лисафьин Александр

Как найти захоронение

Новодевичье кладбище 2 участок, 17 ряд
Адрес Лужнецкий пр., 2, стр. 1, Новодевичье кладбище, 2 участок, 17 ряд
Как пройти Памятник Олегу Ефремову установлен на первую годовщину его смерти. Родные режиссера планировали водрузить крест на могилу, но авторы надгробия — архитекторы Илья Былинки и Константин Тихонов — убедили, что театральный деятель, человек-легенда достоин большего, иначе могила затеряется среди прочих. Тем не менее памятник получился скромным, по-английски лаконичным. Надгробие в виде беломраморной стелы с закругленной вершиной перекликается с памятником похороненному рядом Станиславскому: только крест на могиле последнего — большой, фигурный, а на памятнике Ефремову — едва приметный, барельефный. Края передней грани стелы украшают высеченные колонны. Надпись выбита тоже простая, без отчества — на этом настояла семья Ефремова. На могиле стоит и небольшая плита с изображением символа Художественного театра — чайки. Перед надгробным памятником разбит прямоугольный цветник, уложенный по периметру бордюрным камнем.

QR-код для этой страницы

# Вы можете создать страницу памяти в несколько кликов Создать страницу