«Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна...»
В начале своего творческого пути Владимир Леонидович, как подобает клоунской практике того времени, совмещал в своем амплуа сразу несколько видов искусства. Проработав клоуном долгое время, он стал новатором в этом деле: отказался от ситцевых балахонов, вызывавших смех своей несуразицей, всклокоченных рыжих париков и масок.
Вместо этого на сцене появился совершенно новый типаж клоуна — он ввел в моду стилизованные костюмы средневековых шутов из бархата и шелка, открытое лицо, не обремененное большим количеством грима, и естественную прическу.
Именно благодаря ему появилось понятие «соло-клоун», который выступал в одиночку, а не в паре, как это было принято. Еще одним его нововведением стала ликвидация «немоты» циркистов — теперь его сатирические, остроумные шутки вызывали не меньший смех, чем клоунские трюки.
Еще большего успеха Владимир Леонидович достиг с животными, которых горячо любил. Он делал невозможное: его пеликаны листали книги и танцевали. Стоит сказать, что до сих пор эти птицы считались не поддающимися дрессуре. Сначала Владимир Леонидович разделял сцену с псами Бишкой и Бобом, гусем Порфирием Петровичем, козлом Степаном и свиньей, чье имя менялось в зависимости от номера — животные вытворяли невообразимое: считали, читали, танцевали, стреляли из пушек.
Его талант рос вместе с количеством животных и реквизита: они едва умещались в восемь вагонов, а помогали ему нанятые им лично работники. Он любил животных: именно поэтому в 1912 году открыл в особняке на Старой Божедомкесвой собственный театр, впоследствии названный «Уголком Дурова». Его мечта осуществилась: новый дом для животных был построен. Теперь Владимир Леонидович мог создать подходящие условия для каждого «артиста». Именно артиста: его театр стал первым в мире, где главными артистами и артистками стали именно животные.
В его доме-музее часто бывали выдающиеся люди своего времени: Станиславский, Качалов, Мейерхольд, Сац, Чехов (в его «Каштанке» описан реальный случай из жизни Дурова), Куприн, Гиляровский, Эренбург, Есенин, Саша Черный, Собинов, Шаляпин, Ватагин. Луначарский писал о нем: «В России он очень ценится как замечательный артист для детей и народных масс и, вместе с тем, как интересный исследователь в области зоопсихологии».
Здесь он открыл лабораторию по изучению поведения животных и разработке приемов дрессировки, огромный зоологический музей, про который говорил: «Мой музей — памятник моим артистам» В нем же читались лекции по зоопсихологии, дом так же посещали именитые ученые. Он тяжело переживал кончину своих подопечных, и поэтому начал делать чучела, чтобы сохранить о них память.
Он никогда не был жесток с животными. Именно в этом таился секрет его обращения с ними. Он писал: «Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна». Положенный в основу своей работы метод пряника и поощрения, дал свои результаты: животные доверяли своему хозяину.