Однодворцы – казаки или крестьяне?

В русской исторической литературе, посвященной грозным событиям XVI-XVIII веков, часто встречается слово однодворцы. Обычно под ним понимают либо представителей определенного сословия со своими правами и обязанностями, либо «государевых» людей, служивших на южных границах постоянно расширяющегося Русского царства.
article-image
Код Памяти. Однодворцы

В художественной литературе, в произведениях Л. Толстого, И. Бунина, И. Тургенева, однодворцы характеризуются как «свободные люди с чувством собственного достоинства, никогда не знавшие крепостного гнета со стороны помещиков». Их называют потомками княжеских и боярских родов, крестьянами с потерянной родословной, носителями особой культуры и традиций в фольклоре, разговорной речи и одежде.

Из однодворцев происходят многие известные российские фамилии. Тысячи представителей родов Уваровых, Кольцовых, Пироговых, Безобразовых, Янковских, Скрябиных, Волконских, Булгаковых, Шемякиных прославляли страну на государственном уровне, в культуре и на поле боя. Семейное древо великого поэта нации Александра Пушкина также берет начало от одного из представителей древнего, но нетитулованного однодворского рода, не добившегося, по его собственным словам, благосклонности царей.

Так кем же в реальности были однодворцы? Казаками или крестьянами? Обедневшими землевладельцами или целым социальным классом, сыгравшим заметную роль в истории молодого российского государства? Давайте подробнее разберемся в этом вопросе вместе с проектом Код Памяти.



Однодворцы как сословие

Итак, однодворцы были выделены в отдельную социальную страту Петром I. В ходе первой в истории России подушной переписи 1718 года сменилась единица учета – для более точного налогообложения вместо «тягловых дворов» организаторы стали подсчитывать количество мужских душ податных сословий. Одним из таких сословий и стали однодворцы.

К ним относились служилые люди и их потомки, жившие первоначально на южных границах государства и имевшие в качестве основной обязанности защиту приграничных территорий. Как правило, это были выходцы из северных районов страны (Новгородская земля, Вятка, Вологодская земля). За службу они получали земельные наделы и крепостных крестьян (одну семью на двор). Отсюда и возникло их название – однодворцы.

Основная особенность представителей этого сословия – они не получали прав дворянства. Фактически они несли службу на уровне дворян и при этом платили подушную подать и оброк как обычные государственные крестьяне. При этом срок службы составлял 15 лет.

Судя по статистике максимальное количество однодворцев насчитывалось в середине XIX века. В 1840 году на 1 миллион представителей этого сословия приходилось всего 11 тысяч закрепленных за ними крестьян. Неудивительно, что право владения крепостными для однодворцев вскоре было упразднено. Эта группа людей составляла замкнутую прослойку между крестьянством и помещиками, почти не пересекавшуюся с ними. Однодворцы старались не смешиваться с выходцами из других страт, придерживались своих традиций и порядков. Тем не менее ближе к концу XIX века вследствие объективных причин они понемногу стали растворяться среди многомиллионной крестьянской массы. При этом многие из них продолжали оставаться небедными людьми, переходя в класс зажиточных крестьян с собственными наемниками, известными как кулаки.

В ходе «Великих реформ» Александра II (1866 год) сословие однодворцев было упразднено. Государство уже с начала XIX века рассматривало их скорее в качестве государственных крестьян, а не «бывших дворян». Однако это не мешало им и их потомкам еще в течение долгого времени культивировать самосознание отдельного сословия. Сохранение памяти выражалось в том, что даже в начале XX века слово однодворец активно использовалось. Никуда не исчезли и традиции однодворческой культуры (особенности речи, фольклор, одежда).

Очевидный вывод: появление и существование такой обширной прослойки людей на протяжении трех веков было крайне выгодным для государства. Однодворцам не платили жалования как казакам, и не содержали за государственный счет как полки регулярной армии. Им приходилось довольствоваться земельными участками размером в несколько десятков га для обеспечения семьи. При этом сами однодворцы платили налоги, как крестьяне, и выступали в качестве «пушечного мяса» в бесконечных войнах России в XVIII–XIX веках, потеряв сословные амбиции.


История появления

Россия XVI и XVII веков представляла собой молодое, пассионарное, стремительно расширяющееся государство. Границы будущей империи постоянно изменялись, строились новые города, дороги и форпосты. Для освоения и защиты завоеванных земель требовалось большое количество людей, способных выполнять сразу несколько функций. Территории нужно было колонизировать, одновременно охраняя их от бывших владельцев.

Очевидно, что рядовым крестьянам это совмещение было не под силу. Казаки того времени использовались чисто для военных целей. Поэтому власти решили заселять новоприобретенные области с помощью обедневших дворян, служилых людей, бывших рейтаров, пушкарей, стрельцов и копейщиков. Отдельную категорию переселенцев составляли младшие дети бояр и городовых, а также представители татарской аристократии (после присоединения Казанского и Астраханского ханств). Второй волной уже в XVII веке стали шляхтичи Речи Посполитой после присоединения ее бывших земель (нынешних областей Литвы, Украины, Белоруссии).

Неудивительно, что среди самых распространенных фамилий будущих однодворцев были Пушкин, Стрельцов, Копейкин (разряды служилых людей), Карамышев, Булгаков, Курдюмов, Беклемишев, Булатов, Сабуров (потомки татарской аристократии).


Задачи и участие в расширении государства

Освоение новых земель на юге и востоке Московского государство шло по следующему алгоритму. На территории современных Тульской, Брянской, Белгородской, Калужской и других областей строились оборонительные линии. Обедневшие потомки участников дворянского ополчения и служилые люди переселялись на новые границы, получали участки земли, понемногу осваивали их, параллельно выполняя функции по защите территории при появлении угроз от соседей.

В результате удачных войн России с Османской империей и Речью Посполитой в XVII и XVIII веках южная граница страны сместилась на юг в причерноморские степи. Служилые люди, населявшие пространство между Тульским и Белгородским оборонительными рубежами, оказались глубоко в тылу. Так, постепенно и происходило обращение однодворцев в крестьянское сословие.

Та же самая трансформация произошла с однодворцами и на украинских землях, в новых губерниях Поволжья и Западной Сибири. А с появлением у России в эпоху войн Петра I полноценной регулярной армии западного образца, роль однодворцев в обороне границ была сведена до минимума.

Последнее значимое участие однодворцев в освоении новых земель – переселение в предгорья Кавказа в конце XVIII века. Они выполняли роль резерва для казачьих полков, а через некоторое время переходили в казачье сословие. Таким образом на Кавказе возникло линейное казачество: бывшие однодворцы осваивали землю, вели хозяйство и попутно отражали набеги горцев, полноценно участвуя в кордонной службе.


Особенности

Некоторые современные исследователи выделяют однодворцев в качестве отдельного этнотипа русского народа. К середине XIX век они представляли собой исторически сложившуюся общность, отличавшуюся замкнутостью (кастовостью), собственным говором и обычаями.

Известные публицисты и историки (Л. Савелов, В. Ченопятов, Н. Риденгер) отмечали, что главной святыней в аккуратных и крепких избах однодворцев является свиток или жалованная грамота с доказательством дворянского происхождения их предков. Главным же предметом для ненависти и презрения для них служит Петр I и его бюрократия, лишившие их прав дворянства.

В то же время в общении с настоящими дворянами однодворцы никогда не теряли чувства собственного достоинства, не считая их господами, и свободно приглашали в гости. Это в свое время отметил сын Льва Толстого граф Сергей Толстой.


Заключение

Память об однодворцах сохранилась во множестве исторических и художественных текстов, названиях населенных пунктов, распространенных фамилиях. Их потомки никуда не исчезли, а спокойно живут среди нас.

С помощью сервиса Код Памяти можно также не утратить воспоминания и наследие собственной семьи. Здесь можно создать полноценное генеалогическое древо и навсегда увековечить этот цифровой памятник во всемирной паутине.



смотрите также

Все статьи