НАУКА
Сергею Годунову потребовалось 35 лет напряженного труда, чтобы понять и объяснить причины парадоксов, с которыми по сей день сталкиваются вычислители. Исследования по линейной алгебре, которым он посвятил 20 лет, стали прямым продолжением его работ по вычислительным методам решения прикладных задач математической физики на компьютерах.
Сергеем Константиновичем разработаны оригинальные университетские курсы по уравнениям математической физики, механики сплошных сред и вычислительным методам линейной алгебры. В конце пятидесятых на его лекциях в Московском университете был аншлаг. Начинающему преподавателю выдали самую большую аудиторию — 01, где по вечерам крутили кино. И не ошиблись — она была полна. Узнать об уравнениях матфизики приходили не только студенты, но и сотрудники научно-исследовательских институтов. «Я три года читал этот курс. Потом вышла книга „Уравнения математической физики“», — говорит Сергей Годунов — лектор, не рассказывающий старое и тривиальное.
После международного признания он читал лекции в крупнейших университетах мира: Лионе, Манчестере, Кембридже. И опять — переполненные аудитории. В 1999 году в Оксфорде (Великобритания) прошла конференция «Методы Годунова. Теория и приложения», посвященная семидесятилетию ученого. Двумя годами раньше, на международном симпозиуме «Метод Годунова в газовой динамике», состоявшемся в Мичигане (США), Сергею Годунову присвоили почетную степень доктора наук Мичиганского университета (Анн-Арбор). А его книга «Современные аспекты линейной алгебры» и часть курса дифференциальных уравнений, читавшегося в Новосибирском государственном университете, были переведены на английский язык и изданы Американским математическим обществом. Научные мемуары Годунова «Воспоминания о разностных схемах» тоже переведены на английский и опубликованы в авторитетном международном журнале вычислительной физики Journal of Computational Physics, на французском — в журнале Общества прикладной математики и инженерных приложений Matapli. Правда, текст лекции, прочитанной в Анн-Арбор, в последней версии сокращен — редакции не понравились критические замечания автора о работах некоторых признанных авторитетов.
Последователи Сергея Константиновича, ученые с мировой известностью, работают в Японии, США, Великобритании, Франции, Испании, Швеции, Нидерландах. Однако создать настоящую научную школу в России, как признается ученый, практически невозможно. Подчас некому учить, подчас — некого. Научные школы в большинстве своем давно и основательно разрушены. Начало этому процессу было положено, пожалуй, в 1950-е – начале 1960-х годов, в «год великого перелома», когда в аспирантуру в большом количестве пошел «середняк» — молодые энтузиасты, жаждущие новых грандиозных открытий, но так и не сумевшие сформировать научную элиту. Вычислительная математика, как правило, стоит особняком от математики теоретической. Такое отчуждение было всегда — молодых сотрудников теоретического сектора Института математики им. В.А. Стеклова вычислители постоянно называли словом «наука», считавшимся презрительным, существует оно и сегодня. «Вычислители считают задачи, для которых у математиков нет теорем. А математики не очень интересуются этими задачами, у них своя логика развития. И они идут в разные стороны, понимаете? Преподавание нужных вещей зачастую ведется не с теми ударениями, снижается уровень культуры преподавания», — поясняет Сергей Константинович, почти ностальгирующий по атмосфере «старых» научных школ, с их свободным, неформальным общением ученых и учеников, интересными дискуссиями на самые разные темы и забавными, подчас комичными, ситуациями.
Однажды в Институт математики им. В.А. Стеклова (на жаргоне ученых — просто «стекловка») приехал Лев Ландау (через 11 лет — нобелевский лауреат по физике). Собрал математиков, вычислителей, среди которых был и студент пятого курса Сергей Годунов, раздал привезенные с собой графики и расчеты с вычислениями решений обыкновенных уравнений и попросил решить задачу: «Мне надо знать, сколько тут знаков. Говорят, что шесть, а я не знаю, есть они здесь или нет». Началось обсуждение. Среди дискутирующих — Израиль Гельфанд, Константин Семендяев. Кто говорит — семь знаков, кто — восемь, и абсолютно все утверждают, что за шесть можно ручаться. Лев Давидович спрашивает почему — ему отвечают, потом он вынимает из своего кармана скомканный лист и объявляет: «А у меня совсем другое, но точное аналитическое решение!». У публики, рассказывает Сергей Константинович, был шок. Никто не заметил то «тонкое, узенькое место», которое очень сильно влияло на решение задачи. «По существу, все были опозорены», — не с чувством позора, а с нескрываемым удовольствием заключает Сергей Годунов.
Пятикурснику Сергею Годунову случилось быть и свидетелем необычайного научного пари, заключенного между знаменитыми учеными Яковом Зельдовичем и Израилем Гельфандом. Приехав в «стекловку», Яков Борисович позвал Годунова в кабинет Семендяева, где кроме них сидел еще Израиль Моисеевич. «Зельдович начинает расспрашивать, чем я занимаюсь, — рассказывает Сергей Константинович. — Говорю, что мне дали автомодельные решения, их численно решают, а я проверяю, какой там счет. Потом он просит объяснить какое-то уравнение. Я, не очень еще к этому привыкший, с дрожью в сердце что-то пишу. Он постоянно задает мне уточняющие вопросы: «А это энергия на единицу массы или объема?» и после каждого моего ответа обращается к Гельфанду: „А вы что думаете, ваша высокоученость?“».
Для Израиля Моисеевича слово «ученость» в любых его вариациях было… ругательным, а тут Зельдович так к нему обращается! В конце концов выяснилось, что ученые обсуждали между собой задачу о переходе через скорость звука. Несогласные друг с другом, они решили заключить пари при условии, что если Гельфанд проиграет, то Зельдович в течение целого месяца будет публично называть его «ваша высокоученость». За правдой пошли к Мстиславу Келдышу, уважаемому математику, будущему президенту Академии наук СССР и организатору Института прикладной математики. Он сказал, что прав Зельдович. Однако условия пари соблюдены не были. Яков Борисович в этот же день должен был уезжать. Он предложил, чтобы его «миссию» выполнял Константин Семендяев, а ему присылал еженедельные отчеты о количестве употреблений обращения «ваша высокоученость». Но поверженный Гельфанд увидел в этом нарушение договора: в условиях пари такое не предусматривалось. Зельдович нашел выход: «Я сегодня отыграюсь!». «И в течение целого дня отыгрывался», — смеется, завершая историю, Сергей Годунов.
В Саровском физико-техническом институте, где Годунов внедрял свои схемы, старшие наставники любили бросить какую-нибудь фразу, незнакомую молодым. Тогда они сразу бежали к физику Франк-Каменецкому: «Давид Альбертович, объясните, что они сказали?». «О, это я вам расскажу, — нарочито растягивая слова, говорил тот. — Начнем с Лавуазье…». И рассказывал длинную историю. «Понимаете, это создает определенный настрой. В этой игре, в этих рассуждениях нельзя было не участвовать», — вспоминает Сергей Константинович.