Биография
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово, Тверской губернии, небольшом имении своей матери. Отец его – Николай Иванович – был родом из Сургута и происходил из сибирских казаков. Экстерном закончив юридический факультет Петербургского университета, устроился нотариусом. Мать – Анна Васильевна – имевшая дворянские корни, была дочерью судебного следователя из Торжка.
«Семья наша была очень дружная и большая. Старший брат Сергей, затем Татьяна, Мария, Николай, Вера, я и Наталья. Мать все свои силы и всю свою душу отдала семье. Я бы не сказал, что семья была патриархальной, семья была, бесспорно, передовая. Жизнь в семье была скромной…», — вспоминал Андрей Николаевич.
В 1901 году родители определили сына в Тверскую губернскую гимназию. Мама, окончившая Мариинскую женскую гимназию и знавшая несколько языков, стремилась дать сыну хорошее образование. Да и отец так же не хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Так началось обучение будущего авиаконструктора.
Впоследствии Андрей Николаевич вспоминал: «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. Наш класс был дружный, однако хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников».
Он любил технику и беспрестанно оттачивал своё мастерство. Так, в голове у мальчишки появилась ясная цель – идти в этом направлении и никуда не сворачивать. В 1908 году он с успехом сдал вступительные испытания в сразу два известных технических вуза Москвы: Институт инженеров путей сообщения и Императорское Московское техническое училище (ИМТУ).
В конце концов выбор будущего авиаконструктора пал на ИМТУ, ныне известный как МГТУ имени Н.Э. Баумана. Так, Андрей Туполев стал студентом одного из престижнейших учебных заведений страны. Студенческие годы подарили юноше массу знакомств с интереснейшими и умнейшими людьми, а главное – колоссальный пласт знаний и опыта.
Так, научным руководителем Туполева стал Николай Егорович Жуковский — основоположник отечественной авиации. Андрей Николаевич всерьез увлекся конструированием и аэродинамикой, в частности. Вскоре он вступил в Воздухоплавательный кружок и принял участие в создании планеров. На одном из таких он в 1910 году самостоятельно совершил первый полет.
В 1911 году обучение Андрея Николаевича прервалось: из-за участия в в студенческих волнениях и агитацию, в административном порядке его выслали из Москвы на родину. Вернуться в стены своей альма-матер он смог лишь накануне Первой мировой войны. В 1918 году — спустя десять лет после поступления — он окончил училище с отличием.
Еще будучи студентом, Андрей Николаевич активно принимал участие в работе первого в России авиационного расчётного бюро. Вместе с Жуковским принимал участие в создании ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института. Все признали талант молодого инженера Туполева.
Андрей Николаевич считал, что будущее авиации — за металлом. В то время основным материалом для воздушных судов были дерево и ткань. В 1920 году Туполев первым создал самолет с применением кольчугалюминия — АНТ-1. В октябре 1922 года в ЦАГИ была создана комиссия по металлическому самолетостроению, руководителем которой заслуженно стал Андрей Николаевич.
Так, 22 октября 1922 года стало считаться официальной датой создания ОКБ А. Н. Туполева. Спустя три года он создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, характерной особенностью которого были превосходные лётные данные. Этот самолет был признан одним из лучших бомбардировщиков в мире.
В 1932 году под руководством Андрея Николаевича был сконструирован уникальный ТБ-3 (или же АНТ-6), который в 1937 году прославился на весь мир: с помощью него была выполнена высадка экспедиции на Северном полюсе.
В том же 1932 году под его руководством бригадой опытно-конструкторского бюро О. П. Сухого, был создан самолёт АНТ-25. Спустя два года на свет появился многомоторный самолёт АНТ-20, получивший имя «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.
В 1937-й год, когда Чкалов и Громов на АНТ-25 совершили межконтинентальный перелет, можно считать самым тяжелым периодом в биографии конструктора. Он был арестован по ложному обвинению и отправлен в ЦКБ-29 – закрытое конструкторское бюро НКВД, позже получившее имя «Туполевская шарашка».
Андреем Николаевичем был составлен список из порядка 100 авиаконструкторов и авиаинженеров, уже отбывавших наказание в лагерях и тюрьмах, в котором также оказался и будущий основоположник советской космонавтики Сергей Королев. Этот список спас многим жизни.
Туполев занялся разработкой перспективных самолетов, возглавив коллектив именитых конструкторов. В стенах «шарашки» был, в частности, создан Ту-2 – один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй Мировой войны.
К счастью, 22 июля 1941 года Андрей Николаевич Туполев был досрочно освобожден и восстановлен в должности руководителя ОКБ. А в 1945 году «За работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков» Андрею Николаевичу Туполеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Полностью же Андрей Николаевич был реабилитирован 9 апреля 1955 года.