Туполев Андрей Николаевич

Туполев
Андрей Николаевич

10 ноября
1888 — 1972 (84 года жизни)
23 декабря
Его часто спрашивали: «Почему вы не пишите воспоминания о такой насыщенной жизни?». Обычно он отшучивался, а однажды вдруг сказал: «Я не пишу, а делаю». Видно, делать что-то новое было ему гораздо интереснее, чем вспоминать об уж сделанном.
Владимир Вуль

Биография

Эпиграф

«...Биография конструктора — это биография созданных им машин», — такую идею высказал известный лётчик-испытатель Марк Галлай, рассуждая о жизненном пути Андрея Николаевича Туполева. Пожалуй, никакое другое имя в отечественной авиации не имеет такой значимости, как это. Он делал историю и был частью этой истории. В конструкторском бюро под его руководством было создано более полутора сотен типов самолетов. Без сомнений, каждый летательный аппарат, к которому приложил руку этот авиаконструктор, является колоссальной вехой в истории не только советской, но и мировой авиации. .
# Андрей Николаевич Туполев на фоне Ту-144
# Генерал-майор авиационно-технической службы А. Н. Туполев, 1944

Биография

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово, Тверской губернии, небольшом имении своей матери. Отец его – Николай Иванович – был родом из Сургута и происходил из сибирских казаков. Экстерном закончив юридический факультет Петербургского университета, устроился нотариусом. Мать – Анна Васильевна – имевшая дворянские корни, была дочерью судебного следователя из Торжка. «Семья наша была очень дружная и большая. Старший брат Сергей, затем Татьяна, Мария, Николай, Вера, я и Наталья. Мать все свои силы и всю свою душу отдала семье. Я бы не сказал, что семья была патриархальной, семья была, бесспорно, передовая. Жизнь в семье была скромной…», — вспоминал Андрей Николаевич. В 1901 году родители определили сына в Тверскую губернскую гимназию. Мама, окончившая Мариинскую женскую гимназию и знавшая несколько языков, стремилась дать сыну хорошее образование. Да и отец так же не хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Так началось обучение будущего авиаконструктора. Впоследствии Андрей Николаевич вспоминал: «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. Наш класс был дружный, однако хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников». Он любил технику и беспрестанно оттачивал своё мастерство. Так, в голове у мальчишки появилась ясная цель – идти в этом направлении и никуда не сворачивать. В 1908 году он с успехом сдал вступительные испытания в сразу два известных технических вуза Москвы: Институт инженеров путей сообщения и Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). В конце концов выбор будущего авиаконструктора пал на ИМТУ, ныне известный как МГТУ имени Н.Э. Баумана. Так, Андрей Туполев стал студентом одного из престижнейших учебных заведений страны. Студенческие годы подарили юноше массу знакомств с интереснейшими и умнейшими людьми, а главное – колоссальный пласт знаний и опыта. Так, научным руководителем Туполева стал Николай Егорович Жуковский — основоположник отечественной авиации. Андрей Николаевич всерьез увлекся конструированием и аэродинамикой, в частности. Вскоре он вступил в Воздухоплавательный кружок и принял участие в создании планеров. На одном из таких он в 1910 году самостоятельно совершил первый полет. В 1911 году обучение Андрея Николаевича прервалось: из-за участия в в студенческих волнениях и агитацию, в административном порядке его выслали из Москвы на родину. Вернуться в стены своей альма-матер он смог лишь накануне Первой мировой войны. В 1918 году — спустя десять лет после поступления — он окончил училище с отличием. Еще будучи студентом, Андрей Николаевич активно принимал участие в работе первого в России авиационного расчётного бюро. Вместе с Жуковским принимал участие в создании ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института. Все признали талант молодого инженера Туполева. Андрей Николаевич считал, что будущее авиации — за металлом. В то время основным материалом для воздушных судов были дерево и ткань. В 1920 году Туполев первым создал самолет с применением кольчугалюминия — АНТ-1. В октябре 1922 года в ЦАГИ была создана комиссия по металлическому самолетостроению, руководителем которой заслуженно стал Андрей Николаевич. Так, 22 октября 1922 года стало считаться официальной датой создания ОКБ А. Н. Туполева. Спустя три года он создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, характерной особенностью которого были превосходные лётные данные. Этот самолет был признан одним из лучших бомбардировщиков в мире. В 1932 году под руководством Андрея Николаевича был сконструирован уникальный ТБ-3 (или же АНТ-6), который в 1937 году прославился на весь мир: с помощью него была выполнена высадка экспедиции на Северном полюсе. В том же 1932 году под его руководством бригадой опытно-конструкторского бюро О. П. Сухого, был создан самолёт АНТ-25. Спустя два года на свет появился многомоторный самолёт АНТ-20, получивший имя «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек. В 1937-й год, когда Чкалов и Громов на АНТ-25 совершили межконтинентальный перелет, можно считать самым тяжелым периодом в биографии конструктора. Он был арестован по ложному обвинению и отправлен в ЦКБ-29 – закрытое конструкторское бюро НКВД, позже получившее имя «Туполевская шарашка». Андреем Николаевичем был составлен список из порядка 100 авиаконструкторов и авиаинженеров, уже отбывавших наказание в лагерях и тюрьмах, в котором также оказался и будущий основоположник советской космонавтики Сергей Королев. Этот список спас многим жизни. Туполев занялся разработкой перспективных самолетов, возглавив коллектив именитых конструкторов. В стенах «шарашки» был, в частности, создан Ту-2 – один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй Мировой войны. К счастью, 22 июля 1941 года Андрей Николаевич Туполев был досрочно освобожден и восстановлен в должности руководителя ОКБ. А в 1945 году «За работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков» Андрею Николаевичу Туполеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Полностью же Андрей Николаевич был реабилитирован 9 апреля 1955 года.
# Андрей Туполев (слева) с членами экипажа Чкалова (второй справа), поставившими рекорд по дальности полетов на остров Удд

«Я не пишу, а делаю»

Андрей Николаевич с детства грезил о небе и железных птицах, постоянно что-то конструировал и придумывал. Впоследствии он вспоминал: «Как правило, это были технические игрушки: то я делал по какой-то книге корабль из дерева достаточно большого размера с оснащением, то делал шлюз и поднял воду на какие-то там 400 миллиметров, то построил лодку, которая управлялась при помощи рук, с двумя колесами». В годы Первой Мировой войны группа Жуковского и Туполева активно работала, активно работала, занимаясь расчетами летательных аппаратов и их проектирование. Тогда-то самолетостроение авиастроительство стало принимать вид не какой-то фантастики, а вполне обоснованной и проверенной опытным путем практики. Декабрьским днем 1918-го года Андрей Николаевич стал заместителем директора ЦАГИ. Широкой поступью молодой инженер покорял секреты авиастроения. Это не могло не вызывать уважения у коллег. В том же году он высказал идею аэродинамической трубы, в которой сегодня проходят рабочие испытания все модели самолетов. Однако такое стремительное восхождение на конструкторский олимп замедлил диагностированный врачами туберкулез легких. Он потерял одно легкое. Врачи не давали повода для оптимизма: казалось, что конструктору осталось совсем немного. Тогда-то Андрей Николаевич, несмотря на предупреждения врачей о вреде всяких перенапряжений, начал работать над своими творениями с полной отдачей всего себя. Он боялся, что не успеет воплотить в жизнь все свои идеи. Именно это стало точкой отсчета того периода его биографии, на который приходится большинство его выдающихся наработок, идей, самолетов, а последующие годы стали настоящим триумфом советской авиации: новые модели самолетов то и дело ставили рекорды скорости, высоты, маневренности, дальности полета и т.д. И большинство машин-рекордсменов было разработано именно ОКБ А. Н. Туполева. В 1925 году в небо поднялся АНТ-4 – первый в своем роде цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. В серию он был запущен под названием ТБ-1. Всего было изготовлено более 200 разных вариаций этого самолета, но, пожалуй, самым известным стал АНТ-4, получивший имя «Страна Советов». В 1929 году он выполнил перелет Москва–Нью-Йорк, преодолев 21 242 км за 142 часа. Это означало новый виток авиации: ведь стало понятно, что беспосадочные полеты на такие расстояния абсолютно реальный. В 1937 году на самолете АНТ-25 это подтвердили экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, совершив свои исторические полеты в Америку. Андрей Николаевич ставил перед собой задачу поднять на качественно новый уровень отечественное самолетостроение. И справлялся с этой задачей безукоризненно: помимо спроектированных им самолетов, по всей стране перестраивались устаревшие предприятия и открывались новые. Во время Великой Отечественной войны Туполев так же активно работал на благо страны. В воздушных боях участвовало девять типов самолетов Андрея Туполева, всего – около 5 тыс. машин. Послевоенные годы прошли под знаменем новой эры – эры реактивных самолетов. ОКБ Туполева активно осваивает новый тип двигателя. Под руководством Андрея Николаевича создается целая серия первоклассных пассажирских и военных самолетов: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-95 и Ту-22. Туполев не забывал и о гражданской авиации. Он считал, что у каждого военного самолета должен быть свой пассажирский аналог. На базе многоцелевого Ту-16 появился новый реактивный лайнер Ту-104, вскоре – Ту-114, на котором Хрущев прилетел в США для официального визита в 1959 году. Андрей Николаевич Туполев скончался 23 декабря 1972 года, не оставив после себя мемуаров. На все просьбы написать историю своей жизни, он отвечал с улыбкой: «Я не пишу, а делаю». И правда, сделано было этим великим человеком много. По крайней мере достаточно, чтобы сегодня мы с ностальгией и чувством огромного уважения вспоминали ту самую эпоху советского авиастроения – эпоху Андрея Николаевича Туполева.
# Андрей Николаевич Туполев, 1968 год
#
«Хорошо летать могут только красивые самолеты...» А. Н. Туполев

Как найти захоронение

Новодевичье кладбище 46 ряд, 8 участок
Адрес Лужнецкий пр., 2, стр. 1, Новодевичье кладбище, 46 ряд, 8 участок
Как пройти Авторы памятника Андрею Туполеву — скульптор Г. Таидзе и архитектор Я. Белопольский. Надгробие выполнено в виде треугольного металлического панно, на котором высечены барельефный портрет авиаконструктора, самолет, три звезды. Рельефными буквами и цифрами выполнены памятные надписи — имя и годы жизни. Скульптура установлена на прямоугольную могильную плиту из темного камня, которая не лежит на земле, а приподнята над ней. Участок обнесен бордюрным камнем, за памятником растет дерево, служащее красивым фоном для художественной стелы.

QR-код для этой страницы

# Вы можете создать страницу памяти в несколько кликов Создать страницу