Уланова Галина Сергеевна

Уланова
Галина Сергеевна

8 января
1910 — 1998 (88 лет жизни)
21 марта
Стали общим местом слова о том, что Уланова рождена для танца, как поэт для стихов, как полководец для битвы.
Вера Михайловна Красовская

Биография

Богиня русского балета

Её именем называют астероиды, улицы, тюльпаны. Её профиль — на монетах, барельефах, мемориальных досках. Её летящий силуэт — в бронзе, гипсе и стали. На земном шаре в XX веке было только двое русских, кто был признан и обожаем всем миром, — Гагарин и Уланова. Первый в космосе и первая в балете. Через судьбу великой балерины прошла и судьба ее страны. Сменялись вожди, времена и нравы, но Улановой восхищались и восторгались всегда. Несмотря на всеобщую славу Уланова говорила о себе так: «Я не великая. Просто так сложилась жизнь и судьба. Я обыкновенный человек, и хочу остаться собой...»
# Галина Уланова в роли Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», 1952 год
#

Жизнь

Галина Уланова родилась в балетной семье. Отец, Сергей Николаевич Уланов, был режиссером труппы императорского Мариинского театра, а мать, Мария Федоровна Романова, — балериной и педагогом. В девятилетнем возрасте Галя поступила в Петроградское театральное училище, где сначала обучалась у своей мамы. Как это бывает, только к концу училища педагоги заметили в ученице доселе скрытый талант и необычайную грациозность. Тогда стало ясно, что Галину Уланову ждет судьба великой балерины. Она много работала и никак иначе: в ее памяти отпечатался образ трудящей, не жалеющей себя мамы. Маленькая Галя не могла поверить, что и ее ждет такой тяжелый труд: «И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?» Выпускной экзамен из училища состоялся 16 мая 1928 года. Уланова выступила в «Шопениане», в па-де-де из «Арлекинады» и из «Щелкунчика». После успешного выступления была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета — нынешний Мариинский театр. В 1930-е годы Уланова сотрудничала с артистом балета Константином Сергеевым, с выдающимися балетмейстерами В. Ф.Лопуховым, В. И. Вайнонен, Л. В. Якобсоном, Р. В. Захароым и Л. М. Лавровским. С 1944 года являлась солисткой Большого театра. Началась война. Из оккупированного Ленинграда Уланову перевезли в Молотов, через год — к мужу Юрию Завадскому в Алма-Ату, где она выступала в труппе Казахского театра оперы и балета. С окончанием войны Уланова перешла в Большой театр, где оставалась ведущей балериной до 1960-го года. Балет не покинул Галину Сергеевну и с завершением ее сценической деятельности: с 1960 и до конца своей жизни она преподавала в родном Большом театре. Она всегда держала себя в форме: ее распорядок дня представлял собой отлаженный механизм. Ее ученики вспоминают, что даже в преклонные годы она могла самостоятельно показать движения, станцевать и поразить зрителей своей удивительной пластичностью. Галины Сергеевны Улановой не стало 21 марта 1998 года.
# Галина Уланова и Юрий Жданов в фильме-балете «Ромео и Джульетта»

Балерина

Уланову называли богиней балета. Ее имя было известно всему миру: многие детишки, увидев ее на сцене театра, хотели быть похожей на нее. Солдаты, композиторы, артисты сходили с ума от «Жизели», «Лебединого озера» и «Ромео и Джульетты» в ее исполнении. Фаина Раневская писала: «"Ты, Моцарт, — Бог, и сам того не знаешь". Моя дорогая, прекрасная Галина Сергеевна, мне всегда хочется это Вам говорить. Мне хочется, чтобы Вы знали, что видеть Вас, Ваше искусство — это счастье высшее!» Дебютом на большой сцене для Галины Улановой стала партия Флорины в «Спящей красавице». Ошеломительный успех и возгласы восхищенной публики. Все это вскружило бы головой любой другой юной балерине, но не Улановой: она стала работать пуще прежнего, нередко занимаясь до поздней ночи. При этом она всё успевала: никогда не опаздывала и уважала пунктуальность в других. «Я не помню случая, чтобы она позволила себе опоздать на репетицию или хотя бы перед ее началом, в последнюю минуту, подшивать ленты у туфель. Если репетиция назначена в один час, Уланова стоит в час совершенно готовая, «разогретая», собранная, предельно внимательная» — вспоминал балетмейстер Леонид Лавровский. Каждая роль была для Галины Сергеевны важной. К каждой она подходила со всей страстью и усердием: часто читала, размышляла, примеряла те или иные образы в попытке найти идеал. Она не давала пустых обещаний: особенно себе. Если она обещала самой себе выполнить что-то, то всегда сдерживала своё слово. Это было одно из фундаментальных правил ее жизни. Есть спектакль, который Галина Уланова танцевала на протяжении всей своей художественной деятельности. Это легендарная «Жизель», которая в ее исполнении обрела второе дыхание. Она не знала именитых своих предшественниц, игравших Жизель, — Анну Павлову или Тамару Карсавину... Уланова с нуля, с чистого листа писала образ Жизель, и он приобрел всё то, чего не было у него ранее: сила, величие и возвышенность. Амплу Улановой пестрит многообразием: наивная Золушка и русская крестьянка Параша соседствуют с аристократичной китаянкой Тао Ха, Марией Коралли и Джульеттой — настолько разноплановые, сложные образы давались Улановой отнюдь не так просто, как это казалось. Сильные физические боли и житейские проблемы не становились для нее причиной сдаться и расслабиться. «Шестнадцатого мая 1928 года она вышла на сцену робкой, стеснительной и неуверенной в себе девочкой. Двадцать девятого декабря 1960 года она танцевала «Шопениану» прославленной балериной, чей путь был усеян почестями и славой» — так отзывается о великой балерине писательница Д. Трускиновская.
# Галина Уланова, «Жизель»
#
У каждой великой балерины было какое-то выдающееся качество, какой то «дар природы» — у одной редкая красота, у другой изумительные ноги, у третьей царственная осанка, у четвёртой сверхъестественная неутомимость и сила. У Улановой не было ничего этого, она была скромной и незаметной Золушкой среди них, но как Золушка победила всех своих сестёр, так и она поднялась на особую, недоступную остальным красоту. — Анна Ахматова

Как найти захоронение

Новодевичье кладбище 23 ряд, 5 участок
Адрес Лужнецкий пр., 2, стр. 1, Новодевичье кладбище, 23 ряд, 5 участок
Как пройти В июне 2001 г. на могиле балерины был открыт памятник, выполненный скульпторами Фёдором Фивейским и Александром Тихоновым. Надгробие в виде хрупкой фигуры Улановой, вырезанной из цельной глыбы серого камня. Изящная танцовщица в балетной пачке навечно застыла в танце. Стела имеет форму паруса, символизирующего вечность и долгую память об ушедшей балерине. Участок захоронения оформлен мраморным цоколем и засеян газоном.

QR-код для этой страницы

# Вы можете создать страницу памяти в несколько кликов Создать страницу