Станиславский Константин Сергеевич

Станиславский
Константин Сергеевич

17 января
1863 — 1938 (75 лет жизни)
7 августа
Постельная сцена. Артисты как звери, И лишь Станиславский: «Не верю! Не верю!»
Борис Нисонович Брайнин

Биография

Эпиграф

На Новодевичьем кладбище покоится человек, который навсегда изменил театральную школу во всем мире. По его системе учатся актеры Мосфильма и Голливуда, МХATa и Бродвея. Станиславский навсегда изменил мир театра, придумав не только новую систему обучения актеров с вживанием в роль, но и само понимание сцены. Станиславский — псевдоним, который отец-основатель МХАТа Константин Алексеев взял себе в 1885 году в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией.
# Константин Сергеевич за работой
# Афиша первой постановки пьесы Чехова «Чайка» в Московском Художественно-общедоступном театре

Жизнь

Будущий режиссер родился 17 января 1863 года в Москве, в многодетной купеческой семье Сергея Алексеева — всего у него было девять братьев и сестер. Отец был известным фабрикантом и промышленником, специализировался на изготовлении канители — тончайшей золотой и серебряной нити. Мать, урожденная Яковлева, была дочерью знаменитой парижской артистки Мари Варлей. «Я родился в Москве в 1863 году — на рубеже двух эпох. Я еще помню остатки крепостного права, сальные свечи, карселевые лампы, тарантасы, дормезы, эстафеты, кремневые ружья, маленькие пушки наподобие игрушечных. На моих глазах возникали в России железные дороги с курьерскими поездами, пароходы, создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы, дредноуты, подводные лодки, телефоны — проволочные, беспроволочные, радиотелеграфы, двенадцатидюймовые орудия», — вспоминал режиссер в своей книге «Моя жизнь в искусстве». Возможно, именно материнские гены сыграли свою роль — кроме Константина, театром в семье увлекались и другие дети. «Мешало всему лишь проклятое ученье. В ящике стола была всегда спрятана какая-нибудь театральная работа, — либо фигура действующего лица, которую надо было разрисовать и раскрасить, либо часть декорации, куст, дерево, либо план и эскиз новой постановки. На столе книга, а в ящике — декорация. Лишь только учитель выйдет из комнаты, тотчас декорация попадает на стол и прикрывается книгой или просто прячется в самое ее нутро. Пришел учитель, я повернул страницу, и — все скрыто. На полях тетрадей, книг рисовались планы мизансцен. Поди уличи, что это план, а не геометрический чертеж, — описывал первые домашние театральные опыты Станиславский. — Нами было поставлено много опер, балетов или, вернее, отдельных актов из них».
# К. С. Станиславский с труппой театра-студии в Леонтьевском переулке в декорациях Особняка Ленского (ок. 1922 г.)

Главное о творчестве

Станиславский является создателем знаменитой Системы, всемирно признанного метода обучения актёрскому мастерству, заложившим фундамент современной науки о театре. Помимо этого, он стал одним из родоначальников, создателем режиссуры как профессии. Реформа режиссёрского искусства, осуществлённая Станиславским (вместе с коллегой и вторым-основателем Художественного театра Владимиром Немировичем-Данченко и его учеником Евгением Вахтанговым), дала новое направление искусству театра. В своей режиссёрской практике К. С. Станиславский широко пользовался всеми средствами выразительности, находящимися в распоряжении режиссёра, всегда стараясь подчинить их единой цели — воплощению идеи пьесы. Станиславский стал творцом, можно даже сказать изобретателем новой эстетики сценического искусства, утверждавшей взгляд на спектакль как на целостное художественное произведение, где все компоненты, образ, создаваемый актёром, пластическое решение, декорации, музыкальное оформление, подчинены общей идее, общему замыслу и согласованы между собой. Новые цели, поставленные перед всеми творцами спектакля, принципиально изменили роль каждого из них в его создании. Вслед за книгой «Моя жизнь в искусстве» и в продолжении разработки «системы» Станиславский успел отправить в печать первый том «Работы актёра над собой», который был издан посмертно в 1938 году. Станиславский умер 7 августа 1938 года в Москве. Вскрытие показало наличие у него целого букета болезней: расширенное, отказывающее сердце, эмфизема лёгких, аневризмы — следствие тяжелейшего инфаркта, перенесённого в 1928 году. «Были найдены резко выраженные артериосклеротические изменения во всех сосудах организма, за исключением мозговых, которые не поддавались этому процессу» — таково было заключение врачей. Он был похоронен 9 августа на Новодевичьем кладбище.
# Памятник Станиславскому и Немирович-Данченко. Их могилы так же находятся рядом на 2 участке
# Могила Станиславского на Новодевичьем кладбище созданная скульптором С. А. Щербаковым
Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет… Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать. — В чём счастье на земле? В познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность К.С.Станиславский

Как найти захоронение

Новодевичье кладбище 17 ряд, 2 участок
Адрес Лужнецкий пр., 2, стр. 1, Новодевичье кладбище, 17 ряд, 2 участок
Как пройти Царский по размерам и красоте памятник Константину Станиславскому сотворил скульптор С. А. Щербаков: массивная могильная плита из красного гранита и не менее внушительная беломраморная стела в виде театрального занавеса. На занавесе выбиты рельефная табличка с надписью и рисунок чайки — символа Художественного театра. Венчает стелу массивный высеченный в камне православный крест.

QR-код для этой страницы

# Вы можете создать страницу памяти в несколько кликов Создать страницу