Амет-Хан Султан

Амет-Хан
Султан

20 октября
1920 — 1971 (50 лет жизни)
1 февраля
Амет-Хан вошел в мою жизнь смелым соколом, у которого я учился летать, щедрым другом, на которого я всегда мог положиться как на самого себя, властелином огромного неба, которое всегда было ему послушным...
Муса Гайсинович Гареев

Биография

Эпиграф

Султан Амет-Хан — человек, который провел в воздухе более 4200 часов. Это почти полгода непрерывного полета. Он настолько сроднился с небом и железными птицами, что удача всегда благоволила ему: будь то в сражениях против захватчиков или же на сложнейших испытаниях летающих аппаратов. Сколько бесстрашия и хладнокровия текло в его жилах, когда он совершал рискованный таран вражеского самолета, когда вступал в воздушные схватки над объятыми огнем советскими городами... Сложно представить, практически невозможно: от одного образа пылающей кабины самолета, приближающегося самолета, пуль, отскакивающих от обшивки самолета, обдает жаром. Султан Амет-Хан — командир эскадрильи, летчик-ас и летчик-испытатель, дважды Герой Советского союза — неоднократно видел это вживую. Благодаря таким отважным людям, которые бесстрашно сражались за свободу своей страны, над нами чистое и мирное небо.
# Султан Амет-Хан с однополчанами, 1943 год
#

Жизнь

Непревзойденный советский ас родился 20 октября 1920 года в городе Алупка, расположенном на южном берегу Крымского полуострова. Отец — Султан — был ла́кцем, выходцем из аула Цовкра в Дагестане, и трудился лудильщиком, а мать — Насибе Садла — была крымской татаркой. Однажды, мальчишкой, Амет-Хан увидел в небе железную птицу и восхитился тем, что даже гордые орлы парили ниже. С тех пор любовь к небу засела в нем. В 1937 году, окончив 7 классов школы, Амет-Хан поступил в симферопольское железнодорожное ФЗУ — фабрично-заводское училище, где параллельно занимался в местном аэроклубе, который окончил в 1938 году. Уже в первые недели обучения он совершил порядка 27 самостоятельных вылетов, и был среди лучших. Спустя год Амет-Хан окончил обучение в ФЗУ. Далее работал слесарем в депо. Надолго там задержаться не удалось: уже в 1939 году Амет-Хан был призван в РККА, где прошел обучение в 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школе имени А. Ф. Мясникова. В 1940 году в звании младшего лейтенанта начал службу в 122-м истребительном авиационном полку, далее — в 4-м истребительном авиационном полку. В военные годы Амет-Хан Султан участвовал в важнейших сражениях передовой. Несколько раз был на грани гибели, совершая опасные маневры, в том числе, свои "коронные" тараны. После такого самолет противника выходил из строя, а сам Амет-Хан спасался, прыгая с парашютом. Летом 1942 года Амет-Хан на самолете Як-7Б принимает участие в битве за Сталинград, где показывает выдающееся бесстрашие и мастерство. Осенью 1942 года Амет-Хан получает звание командира 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором прослужит до конца войны. Султан Амет-Хан участвовал в важнейших операциях: в освобождении Ростова-на-Дону, Таганрога, Мелитополя и родного Крыма. Последним рубежом стала Восточная Пруссия, где Амет-Хан участвует во взятии Берлина. В своей крайней воздушной схватке 29 апреля 1945 года он сбил немецкий «Фокке-Вульф 190». После войны Султан Амет-Хан в числе других лучших советских летчиков был отправлен на дальнейшее обучение в академию. Однако стены учебного заведения не смогли надолго его задержать: слишком тягостной представлялась перспектива многолетнего обучения, притом для такого мастера своего дела, показавшего все свои знания на практике в военные годы. Свободолюбивый и энергичный, он попросил об отчислении и в апреле 1946 года был уволен в запас. Почти год выдающийся летчик жил без неба — все его стремления вернуться в кабину самолета оказались безуспешны. Тогда Султан Амет-Хан впал в глубочайшую депрессию, вылечить которую помогли его верные боевые товарищи. В 1947 году Амет-Хан снова оказывается на острие земли и неба: становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском, где в кратчайшие сроки доказывает свое мастерство и стан1вится летчиком-испытателем 1-го класса. Многие годы он тестировал новые виды самолетов, количество которых в его практике перевалило за сотню. 23 сентября 1961 году Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
# 1940 год. Выпуск из Качинской военной авиационной школы летчиков. Справа — Султан Амет-Хан

Небо

Султан Амет-Хан воевал на Южном, Брянском и Сталинградском фронтах, сражался с вражескими самолетами в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины, прикрывал с воздуха Ростов-на-Дону и Ярославль, принимал непосредственное участие в Воронежско-Ворошиловградской операции и обороне Сталинграда. Он многократно оказывался на волоске от смерти. Но всегда удача была на его стороне. Так, 31 мая 1942 года Султан Амет-Хан столкнулся нос к носу с немецким «юнкерсом». Сам советский летчик управлял английским «харрикейном». Противник отличался необыкновенной маневренностью, из-за чего попасть в него было максимально сложно. Истратив боевой запас, Амет-Хан решил идти на отчаянную меру — таран. Врезавшись в нижний правый бок самолета, «харрикейн» застрял. Всё решали доли секунды: ведь часто за такой маневр летчики отдавали жизнь, однако Султан Ахмет-Хан сумел катапультировался, идеально рассчитав время столкновения о вражеский самолет. Это была его первая воздушная схватка. Сразу же после приземления Амет-Хан начал анализировать свою ошибку: он считал, что таран был выполнен неверно, поскольку пришел в нижнюю правую часть самолета, в то время как рациональнее было бы разорвать «юнкерс» сверху с помощью шасси, как это делали его боевые товарищи. Однако за этот таран Султан Амет-Хан был награжден орденом Ленина. Впоследствии ему не раз было суждено оказываться на волоске от гибели. «Как летчик, отлично владеющий самолетом Як-1, Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир, он требователен к себе и подчиненным» — так отозвался о Султане Амет-Хане Л. Шестаков, другой первоклассный летчик. Неудивительно, что уже в 22 года Амет-Хан стал командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. Однако столько скорый успех не вскружил ему голову: он понимал, что в его руках, под его началом молодые парни, а вокруг война. Он понимал всю тяжесть ответственности, которая легла на него. На упомянутом Л. Шестаковым Як-1 Султан-Хан сражался под Сталинградом. Однажды в полк к нему прибыл командующий 8-й воздушной армией генерал Тимофей Хрюкин, который посоветовал нарисовать на самолетах Амет-Хана орлов. Так, на следующий год на всех машинах были изображены горные птицы. По окончании войны на счету Султана Амет-Хана было 603 боевых вылета, 150 воздушных боев, 30 сбитых собственноручно самолетов и 19 — сбитых в составе группы. После войны Султан Амет-Хан не оставил небо. Будучи летчиком-испытателем 1-го класса, он тестировал разные машины. Однажды, на испытаниях самолета-снаряда прямо во время полета отказал двигатель. Было два варианта: катапультироваться и утратить машину или, возможно, сохранить машину, но, возможно, и погибнуть. Тогда Султану Амет-Хану пригодилось всё: и фронтовая закалка, и высочайшее мастерство, и удача... А двигатель запустился лишь у самой земли. Промедли он чуть дольше, всё могло кончиться плохо. Спустя несколько лет в руках Амет-Хана оказалась жизнь товарища. На одном из испытаний самолета на сверхзвуковых скоростях, был пробит топливный бак, а кабина заполнилась топливом... Катапультироваться летчик не мог: не позволяло зажатое кресло. Тогда Султан Амет-Хан так же катапультироваться отказался и взял всё в свои руки: осторожно посадил самолет, несмотря на высочайшую угрозу возгорания. Они вышли из кабины в комбинезонах, с которых лилось горючее... Однако в роковое для летчика первое февраля 1971 года удача покинула его. При осуществлении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16 Султан Амет-Хан трагически погиб. Легендарный советский ас захоронен на Новодевичьем кладбище.
#
# Султан Амет-Хан — летчик-испытатель
Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся вверх, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мертвые. — Амет-Хан Султан

Как найти захоронение

Новодевичье кладбище 7 уч. лев.ст. 2 ряд
Адрес Лужнецкий пр., 2, стр. 1, Новодевичье кладбище, 7 уч. лев.ст. 2 ряд
Как пройти На могиле лётчика установлен памятный мемориал из тёмного полированного гранита. Центральное место занимает бюст Амет-Хана, помещённый на высокий прямоугольный постамент. Лётчик запечатлен в военной форме, на голове — лётный шлемофон. На заднем плане высится прямоугольная гранитная стела, на которой выгравированы звание, имя и годы жизни умершего. Надгробная плита украшена вмонтированной прямоугольной вазой для цветов.

QR-код для этой страницы

# Вы можете создать страницу памяти в несколько кликов Создать страницу