Стена-стела

Вы находитесь у гранитной стены-стелы, которая завершает ансамбль. На стене высечены символы скорби (опущенные знамена, перевернутые факелы, дубовые венки) и барельефы, изображающие жителей и защитников города, мужчин и женщин, воинов и рабочих.


Статуя Матери-Родины возвышается на фоне мощной стены-стелы, длиной более 150 метров при высоте основной части 4 метра, боковых частей – около 3-х метров.


Гранитная стена-стела, расположенная за монументом “Мать-Родина”, завершает ансамбль мемориала. Скульпторам удалось отразить самопожертвование и сплочённость, героизм и стойкость жителей и защитников осаждённого города. Стела помогает раскрыть основной замысел комплекса — барельефы, высеченные на ней, воспроизводят эпизоды героической жизни ленинградцев в дни блокады. Скульпторам удалось отразить самопожертвование и сплочённость, героизм и стойкость жителей и защитников осаждённого города

·        «Пьета», скульптор Моисей Абрамович Вайнман - в скорбном молчании, склонив головы, застыла группа людей;

·        «Ополченцы», скульптор Мария Матвеевна Харламова - женщина бережно поддерживает обессилевшего товарища;

·        «Прорыв блокады», скульптор Моисей Абрамович Вайнман - бойцы с автоматами устремляются навстречу врагу;

·        «Призыв», скульпторы Борис Евсеевич Каплянский, Абрам Львович Малахин - отважный воин увлекает за собой товарищей;

·        «Стоять насмерть», скульпторы Борис Евсеевич Каплянский, Абрам Львович Малахин - тесной группой, плечом к плечу стоят защитники Ленинграда, сурово и настороженно всматриваясь в даль, готовые дать отпор захватчикам;

·        «Скорбь», скульпторы Борис Евсеевич Каплянский, Абрам Львович Малахин - женщины возлагают венок на могилу павших.


Композиционное напряжение барельефов идет к центру стелы, акцентируя внимание на стихотворных строках Ольги Федоровны Берггольц.

 

Ольга Федоровна Берггольц, поэтесса, муза блокадного Ленинграда, почти всю блокаду провела в городе, работала на радио. Хрупкая, златовласая женщина снова и снова говорила с земляками – как сестра, как друг, как соратник. Ее стихи и речи, ее негромкий голос вселял веру, надежду, волю к жизни. Ленинградцы ждали у репродукторов ее голос. Стихи Ольги Берггольц помогали жить, вселяли в сердца ленинградцев уверенность в победу.

 

А слова Ольги Берггольц, высеченные на стене-стеле, - “...Никто не забыт и ничто не забыто” стали символом, вобравшим в себя всю горечь утраты, девизом всех честных людей, кому дороги мир и память о жертвах войны.