Поликарпов Николай Николаевич

Поликарпов
Николай Николаевич

9 июня
1892 — 1944 (52 года жизни)
30 июля
Главнейшей особенностью конструкторской деятельности Поликарпова было стремление к созданию того, чего не существовало в авиации ранее. Везде Николай Николаевич прокладывал дорогу первым, получая порой весьма ощутимые удары судьбы
П. М. Стефановский

Биография

Эпиграф

Свои первые шаги они сделали почти одновременно — авиация и маленький Поликарпов. Семейная традиция готовила его к стезе священника: отец и дед получили духовное образование, однако Николай Николаевич посвятил жизнь самолетам. Вот уже более семидесяти лет его нет в живых — одного из величайших конструкторов XX века. Однако гений Николая Поликарпова воспитал целую плеяду авиаконструкторов: в том числе под его началом работали А.И. Микоян, М.К. Янгель, В.К. Таиров и др. У нас и за рубежом его не забыли, несмотря на эпоху, когда сегодня устаревает то, что вчера считалось новинкой. Его имя помнят и чтят.
# Практические занятия по курсу авиационных двигателей. 1-й слева — А.А. Бессонов, 2-й — Н.Н. Поликарпов.
# Поликарпов Н.Н.

Биография

Николай Николаевич родился в селе Георгиевское Ливенского уезда Орловской губернии — ныне село Калинино Ливенского района Орловской области — в семье сельского священника. С самого детства Николай отличался феноменальной памятью и любовью к моделированию и рисованию. В девять лет маленький Коля был отдан в Ливенское духовное училище, которое окончил в июне 1907 года «по первому разряду», получив право перевода в первый класс духовной семинарии без вступительных экзаменов. В Орловской духовной семинарии входил в список лучших, однако ее Николай не закончил. Всё потому, что в голове зрело стойкое желание посвятить себя технике и поступить в Петербургский политехнический институт. В 1911 году успешное поступает на механическое отделение университета, выбрав специализацию «инженер-механик по паровым турбинам, двигателям внутреннего сгорания, системам отопления и вентиляции». Во время обучения Николай увлекся авиацией и поступил в 1913 году на «Курсы авиации и воздухоплавания» при университете. В 1916 году Поликарпов закончил обучение в университете, защитив дипломную работу на тему «двухмоторный транспортный самолет» После университета Николай Николаевич работал заведующим производства на Русско-Балтийском заводе в Петрограде, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец» и проектировании истребителей С-16 и С-20. Также руководил на ряде заводов переконструированием лицензионных самолётов под имевшиеся в стране моторы и отечественное оружие. В 1923 году приступил к конструированию собственных моделей самолетов, и впоследствии из под его чертежей появились на свет множество первоклассных машин. В ноябре 1929 года Поликарпов был арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и приговорен к смертной казни. Вскоре его и других авиаконструкторов перевели в Бутырскую тюрьму, где им был отдан приказ «создать в кратчайший срок истребитель, который превосходил бы машины вероятных врагов». В 1930 году таковой был разработан. В 1931 году Поликарпова приговорили к 10 годам лагерей, однако успешный показ разработанного им самолета Сталину, сменил реальный срок на условный, а в июле того же года ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе и Поликарпова. В мае 1931 года Николай Николаевич получил должность заместителя начальника бригады № 3 ЦКБ-ЦАГИ П.О. Сухого, где руководил созданием скоростных манёвренных истребителей И-15, И-16, И-152 и И-153 «Чайка». В июле 1936 года Поликарпов стал главным главным конструктором химкинского завода №84 и завода в Горьком. В последующие годы и до самой смерти Поликарпов отдавал все свои силы на конструирование самолетов. Им был сконструирован ряд опытных военных самолётов: истребители И-180, И-185, ТИС (тяжелый истребитель сопровождения), ИТП (истребитель тяжелый пушечный) и ряд их модификаций; пикирующие бомбардировщики ВИТ-1 и ВИТ-2 (воздушный истребитель танков), тяжелый бомбардировщик НБ (ночной бомбовоз) и др.
# Н.Н.Поликарпов (третий слева) среди курсантов аэроклуба завода № 39

«Король истребителей»

Николай Николаевич Поликарпов по праву считается королем истребителей. Под его руководством были сконструированы и созданы первый отечественный серийный военный самолёт-разведчик Р-1, участвовавший в спасении челюскинцев, легендарный У-2 и первый отечественный истребитель И-1 (Ил-400). Учебный самолет У-2 был сконструирован Поликарповым в 1928 году. Судьба пророчила ему стать культовым и самым массовым самолетом в мире — было выпущено около 35 тысяч экземпляров этого аппарата. Он отличался простотой в управлении, что позволяло выполнять на нем все фигуры высшего пилотажа. Ходили легенды, что У-2 был настолько податливым и маневренным, что Валерий Чкалов, чтобы пролететь между двумя близко стоящими березами, развернул самолет на 90 градусов. В том же 1928 году Поликарповым был создан другой легендарный самолет — Р-5. Его разработку коллектив Поликарпова продолжил уже в тюрьме. Это был двухместный деревянный полутораплан многоцелевого назначения: он использовался как разведчик, бомбардировщик, штурмовик — в ВВВ, и как пассажирско-почтовый, учебный, буксировщик планеров — в гражданской авиации. В 1930 году в Тегеране состоялся международный конкурс, где авиаконструкторы со всего мира презентовали свои самолеты. Конечно же, конкурс выиграл Р-5 «контрреволюционера» Н. Н. Поликарпова. Всего, за двадцать с небольшим лет, Николаем Николаевичем Поликарповым было разработано более восьмидесяти самолетов разного типа. На некоторых из них были совершены дальние перелёты, а лётчик В.К. Коккинаки на И-15 в 1935 г. установил мировой рекорд высоты – 14 575 м. В 1943 г. Поликарпов удостоился ученой степени доктора технических наук, и совмещал работу профессора с должностью заведующего кафедрой конструкций самолетов в Московском авиационном институте (МАИ). Он был выдающимся исследователем и прирожденным организатором производства. Он внес фундаментальный вклад в развитие авиации и теорию проектирования самолётов.
# Н. Н. Поликарпов в кабине У-2
# Самолет И-5
Что красиво на наш взгляд, то оказывается выгодным в лётном отношении, имеет минимальное сопротивление и т.д. А сверх того известно, что на красивом самолёте охотнее летают, красивый самолёт больше берегут, за ним лучше ухаживают. — Н. Н. Поликарпов

Как найти захоронение

Новодевичье кладбище 49 ряд, 1 участок
Адрес Лужнецкий пр., 2, стр. 1, Новодевичье кладбище, 49 ряд, 1 участок
Как пройти Автор памятника Николаю Поликарпову — С. Д. Меркуров. По словам внука скульптора, фигура Икара в мастерского его деда была задолго до заказа надгробного памятника легендарному авиаконструктору. Меркуров просто предложил имеющуюся у него скульптуру, и ее утвердили. Бронзовый Икар на каменной необработанной глыбе — символ оборвавшегося полета. На лицевой обработанной грани гранитного постамента выгравирована памятная надпись и покрыта сусальным золотом. Перед объектом культурного наследия стоит простенькая деревянная скамья для посетителей.

QR-код для этой страницы

# Вы можете создать страницу памяти в несколько кликов Создать страницу